Популярность брутализма набирает обороты: в последние годы появляется все больше путеводителей, бруталистских карт разных городов, блогов и инстаграм-аккаунтов, в которых любители архитектуры документируют свои находки. Более того, современные архитекторы все чаще в своих работах возрождают стиль, произошедший от французского словосочетания beton brut, использованного Ле Корбюзье при объяснении технологии отделки зданий. Один из первых и самых выдающихся примеров брутализма – это индийский город Чандигарх, созданный французским архитектором.
Это ответвление модернизма прочно обосновалось в умах архитекторов в послевоенное время – 1950–1970-х годах. Это эпоха новых материалов, технологий и надежд. Подробно описали и конкретизировали это понятие в своих работах молодые лондонские архитекторы Элисон и Питер Смитсон. Брутализм приобрел наибольшую популярность как раз на родине его теоретиков – в Великобритании. Там же в 70-е годы построен грандиозный жилой комплекс Барбикан, Trellick Tower, Национальный театр и множество других бруталистских проектов. Разумеется, это направление пришло затем в другие страны мира, и особое внимание ему уделяли советские архитекторы. Об этом наглядно рассказывает справочник-путеводитель по архитектуре советского модернизма.
В Бразилии, например, брутализм ассоциируется с работами притцкеровского лауреата Паулу Мендеса да Роши. Подробнее о нем и его работах читайте здесь.
Сегодня многие памятники брутализма находятся в плачевном состоянии. Исследователи и любители архитектуры зачастую самостоятельно собирают свидетельства о существовании бруталистских архитектурных объектов, для того чтобы бороться за их сохранение или хотя бы просто оставить память о них. Ниже мы показываем инстаграм-аккаунты, через которые вы можете следить за брутализмом в режиме реального времени, принимать участие в сохранении архитектурного наследия и делиться своими бруталистскими находками.
Обсерватория Kihoku Tenkyukan, полуостров Осуми, Япония. Архитектор: Takasaki Architects. Фото: Стефано Пег.
Отель Аманауз на Домбае, Карачаево-Черкесия, Россия, 1985. Архитекторы: Герман Костомаров, Евсей Перченков. Фото: Олег Ивченко.
Текст: Софья Карпенко