Архитектура в деталях: московский модерн

В теплые осенние дни предлагаем вам прогуляться по Москве и посмотреть на самые неочевидные архитектурные памятники модерна, а также вспомнить их историю.
5

Невероятно сложно писать про московский модерн не только потому, что невозможно объять необъятное (монография Нащокиной включает в себя более ста архитекторов, работавших в Москве в этом стиле), но и потому, что само направление крайне разнообразно, и одной из его визитных карточек стало смешение акцентов. Мы выбрали 5 характерных признаков модерна и проиллюстрировали их московскими примерами: так, вооружившись полученными знаниями, на прогулках по столице вы сможете вычленять этот архитектурный стиль.

1. Ассиметричность композиции (в частности, разновысотность объемов)

Особняк Динга, архитектор А.М. Калмыков

Здание было построено в 1902 году для первого российского "макаронного магната" — Иоганна-Леонарда Динга, владельца фабрики макарон, шоколада и кондитерских изделий. Считается, что прообразом особняка в Сокольниках стал неизвестный дом в Германии, который понравился Дингу — вот почему постройка так отличается от других проектов Калмыкова. Сейчас здание особняка является жилым домом.

Доходный дом А.П. Лебедева, архитектор С.М. Гончаров

Архитектор Сергей Михайлович Гончаров (потомок той самой семьи Гончаровых, его прадедушка был отцом Натальи Пушкиной) является ярким представителем московского модерна. Среди его проектов: дома В. К. Кеслера, В. И. Донского, Г. Г. Солодовникова, усадьба Я. Ипатова-Малютина и здание Зоотехнического института. Но особенно сильно среди них выделяется доходный дом Лебедева — своими ассиметричными башнями, окнами и витринами на первом этаже.

2. Отказ от прямых линий, покатость, пластичность и гибкость форм, сглаживание и скругление углов

Конторский дом Сытина, архитектор А.Э. Эрихсон

Предприниматель Иван Сытин приобрел здание в начале XX века: он разместил там торговые ряды и издательство газеты "Русское слово", а сам жил на верхних этажах. В 1979 году постройку отрезали от фундамента и на рельсах передвинули на 30 сантиметров в сторону Настасьинского переулка — власти посчитали, что дом портит вид нового здания газеты "Известия". В настоящий момент здание занимают офисы разных компаний.

Доходный дом П.А. Скопника, архитектор Г.А. Гельрих

Лестница в особняке Рябушинского в виде волны известна многим: здесь же "звездой" стал фасад, который благодаря эркерам и карнизу также обладает пластикой волны.

3. Увеличенные окна и их необычная, в том числе фасетная, расстекловка

Здание торгового дома "Мюр и Мерилиз", архитектор Р.И. Клейн

Шотландцы Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр основали в Москве самый крупный российский магазин XX века — "Мюр и Мерилиз". Первое здание универмага по проекту архитектора Романа Клейна сгорело, и в 1900 он построил новое — хорошо знакомый нам неоготический "модный замок". В 1922 году универмаг приобрел привычное для нас имя — ЦУМ.

Ресторан "Альпийская роза", архитектор П.П. Висневский

Ресторан "Альпийская роза" — герой множества русских произведений: там разворачивались события Булгаковской "Дьяволиады" и гостил герой романа Бориса Акунина "Смерть Ахиллеса". До ресторана здание занимали модные магазины, лавки посуды и хрусталя и даже типография. Сейчас там располагается концертный зал, но над входом все еще красуется вензель "Альпийской розы".

Доходный дом И.П. Исакова, архитектор Л.Н. Кекушев

Этот проект известного архитектора Льва Кекушева — образцовый пример дома в стиле модерн: трехчастная композиция, лепной декор, массивный извилистый карниз и необычные окна. На каждом этаже — свой неповторимый рисунок оконных переплетов. Сейчас дом имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, в нем располагаются жилые квартиры.

Скоропечатня А.А. Левенсона, архитектор Ф.О. Шехтель

"Скоропечатня А.А. Левенсона" — это первая типография в России, спроектированная в стиле модерн. Именно там печатали первые сборники стихотворений Марины Цветаевой на личные деньги поэтессы. Типографии присвоен статус Памятника архитектуры федерального значения. На данный момент сооружением владеет банк ВТБ, а внутри размещены офисы.

4. Активное декорирование фасадов, в том числе плиткой

Торговый дом Московского купеческого общества, архитектор Ф.О. Шехтель

Архитектор Ф.О. Шехтель проектировал здание в стиле "рационального модерна" с предпосылками к конструктивизму. В XIII веке на месте бывшего Торгового дома стоял Ярославский Спасский монастырь — именно там нашли "Слово о полку Игореве". Когда Московское купеческое общество построило там новое сооружение, в нем разместились известные компании — до сих пор Торговый дом служит офисным центром с магазинами и ресторанами.

Особняк К. А. Гутхейля, архитектор В.А. Валькот

Сама идея этого особняка была инновационной для той эпохи — его строили "под ключ", как архитектурный объект. Поэтому внешний вид здания зависел от вкусов архитектора, а не заказчика — в данном случае, Валькот выбрал новый в то время "модерн", а рокайльный орнамент и стеклянный козырек над входом подглядел у построек в стиле ар-нуво. С 1958 года здание занимает посольство Марокко.

5. Растительные, цветочные или животные мотивы в оформлении фасада

Почтовый ящик–летучая мышь в собственном доме архитектора С.У. Соловьева. Дом получился идеальным воплощением стиля модерн, хотя сам архитектор не возводил построек в этом стиле, и вообще не проектировал особняков. Некоторые фанаты Булгакова считают особняк прототипом дома Маргариты из "Мастера и Маргариты".

Характерный приём Льва Кекушева — львы на Никольских торговых рядах.

На фасаде доходного дома Бочаровых Лев Кекушев также использовал животные мотивы — вход в здание украшают скульптуры сов.

Чертополох на угловых башнях упоминавшейся выше "Скоропечатни А.А. Левенсона" по проекту Ф.О. Шехтеля — очень популярный орнамент во Франции на момент вовезедния типографии.

На доходном доме О.О. Вильнера также можно разглядеть разнообразнейший лепной декор. Здание возводилось под руководством архитектора Н.И. Жерихова, который в 1902—1915 годах спроектировал 46 доходных домов в Москве. За 100 лет внешний вид постройки сильно менялся, но благодаря реставрации в 2010-х годах ей вернули исторический облик.

Доходный дом Н.Г. Тарховой, архитектор Г.И. Макаев

Дом с маками, он же дом с кошками, он же дом с кактусами — один из лучших образцов модерна в Москве. Здание было возведено по заказу жены губернского секретаря Н. Г. Тархова, но через несколько лет архитектор Г.И. Макаев сам начал жить в доме по собственному проекту. В советские годы сооружение отдали под коммунальные квартиры, и до сих пор оно служит как жилой дом.

Мы обошли вниманием и навесные козырьки (посмотрите упомянутый выше особняк Гутхейля), и утопленные или смещенные вбок входные группы (например, особняк Кекушева на Остоженке), и многофункциональность элементов здания (например, балкон над входом — особняк Листа работы Кекушева или особняк Якунчиковой работы Валькота), и проницаемые ограды (особняки Носова и Рябушинских) и многое другое. Дело за вами — гуляйте по Москве.

Фото: Натали Герц