Архпрогулка по Москве с бюро Wowhaus

С наступлением весны мы открываем новую рубрику, в которой будем разговаривать с архитекторами об их любимых московских местах, а дальше вы сможете использовать наш материал как альтернативный гид по Москве. В первом материале разговор с ведущим архитектором московского бюро Wowhaus Михаилом Козловым.
Архитектурный гид по Москве архпрогулка с Михаилом Козловым из бюро Wowhaus | Admagazine

С наступлением весны мы открываем новую рубрику, в которой будем разговаривать с архитекторами об их любимых московских местах, родных и вдохновляющих, а вы сможете использовать нашу архпрогулку как альтернативный гид по Москве. В первом материале – разговор с ведущим архитектором московского бюро Wowhaus Михаилом Козловым, работавшим над одним из важнейших проектов бюро – созданием Крымской набережной. Сейчас Михаил курирует проект Музейного парка – общественной зоны, которая будет примыкать к обновленному Политехническому музею.

Архитектор Михаил Козлов.

Софья Карпенко
Измайловский остров

Сложно вдохновиться одним конкретным зданием, поэтому я буду рассказывать о местах. Первое, чем я хочу поделиться, – это район Измайлово. Я родился и провел все свое сознательное детство в Измайлове, и одно из ключевых мест для меня – это Измайловский остров, окруженный Серебряно-Виноградным прудом.

Передние ворота. Главный въезд на территорию Государева двора. Построены по указу царя Федора Алексеевича, 1682 год.

Софья Карпенко

Нужно сказать, это единственное место в Измайлове, где осталась настоящая старая Москва XVII века. В первую очередь это Покровский собор – одна из самых старых построек Измайловского острова. Там же есть белоснежные ворота, ведущие к собору, – это часть сохранившейся родовой усадьбы Романовых.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе Измайлово, XVII век.

Софья Карпенко

В конце XIX века Константин Тон пристроил к Покровскому собору военные богадельни, и ансамбль стал еще более разнообразным.

Софья Карпенко

Это место действительно очень красивое, но поскольку качество инфраструктуры страдает, людей там бывает довольно мало – в основном это местные жители. Конечно, находиться там приятнее, оттого что безлюдно, но съездить туда специально я настоятельно советую.

Жилой корпус Измайловской военной богадельни. Архитектор К. А. Тон. Памятник архитектуры, 1840–1850 годы.

Софья Карпенко

Мостовая башня и Покровский собор.

Софья Карпенко

Жилой корпус Измайловской военной богадельни. Архитектор К. А. Тон. Памятник архитектуры, 1840–1850 годы.

Софья Карпенко
6-я Парковая улица

В Измайлове есть много разных Парковых улиц, на которых сохранилась сталинская архитектура 1950-х годов. Это не те хрущевки, которые потом стали заполнять район, а довольно странные трехэтажные дома, построенные пленными немцами. С точки зрения архитектуры эти дома действительно странные, но поистине роскошные. У них остался богатый декор фасадов, в некоторых домах есть огромные террасы, выходящие на улицу, и, конечно, большие окна и высокие потолки.

Софья Карпенко

Кроме того, эти дома окружают шикарные элементы благоустройства: вазоны, въездные чугунные арки, разросшиеся кустарники и деревья. Сейчас в этих домах по-прежнему живут люди, но состояние жилья оставляет желать лучшего.

Софья Карпенко

Во-первых, дома, разумеется, никто не реставрирует, а во-вторых, у них элементарно нет фундамента. Кирпичные стены просто ставили на землю, не используя даже ленточный фундамент. Люди, живущие на первых этажах, говорят о том, что у них под ногами можно увидеть землю. Посмотреть на эти дома стоит обязательно, пока они не попали под снос, что должно случиться довольно скоро.

Софья Карпенко
Метро

Теперь имеет смысл рассказать о метро. Когда я окончил школу в Измайлове, пошел учиться на архитектурный факультет ГУЗ и, соответственно, начал ездить на метро. Одна из моих любимых станций – “Партизанская”. Она всегда мне нравилась тем, что в ней есть какая-то незаконченность и огромный размах.

Станция метро “Партизанская”.

Софья Карпенко

Она гигантская по высоте и ширине. Когда эту станцию еще проектировали, планировалось по близости строить стадион имени Сталина, поэтому она должна была вмещать большое количество людей. Стадион в итоге не построили, а станция получилась огромная, с тремя платформами, и довольно необычная. В оригинале она была покрыта асфальтом, там не было мрамора, как и еще на нескольких станциях метро, и только недавно в ходе реконструкции ее облицевали.

Станция метро “Партизанская”.

Софья Карпенко

Похожа по масштабу на “Партизанскую” станция “Кропоткинская”. Мне нравится ее лаконичная архитектура и, главное, свет. Свет рассеивается за счет белоснежного потолка, и это дает невероятное ощущение. Станция создавалась рядом с будущим Дворцом Советов, который так и не был построен, поэтому проектировщики рассчитывали на большой поток пассажиров – она, так же как и “Партизанская”, трехпролетная.

Станция метро “Кропоткинская”.

Софья Карпенко

И конечно, “Маяковская”. В отличие от “Кропоткинской”, “Маяковская” избыточна в своем декоре, но как раз он мне и нравится. Невероятные мозаики над перронами, металлические обоймы арок со сложными профилями и изломами – все это создает настоящую магию места.

Станция метро “Маяковская”.

Софья Карпенко

Я и сейчас постоянно нахожу в метро что-то новое и интересное, обращаю внимание на архитектурные детали. Я захожу на станцию и сразу ищу, как устроена вентиляция, где спрятаны коммуникации. Когда строили метро, этому уделяли внимание, и поэтому многие станции сделаны очень интересно и остроумно.

Станция метро “Маяковская”.

Софья Карпенко

Станция метро “Маяковская”.

Софья Карпенко
Театр мимики и жеста

Театр мимики и жеста тоже находится в Измайлове и третье место занимает по простой причине: я обратил внимание на это здание, когда уже был студентом и начал интересоваться тем, что такое модернизм.

Софья Карпенко

Здание было построено в 1960-е годы и само по себе уникально по нескольким причинам. Это единственный подобный театр в России и первый в мире, а его внешний вид в угнетающей атмосфере измайловских хрущевок – это определенно выразительный ход со стороны архитекторов.

Архивная фотография.

Софья Карпенко

И вот в 1963 году среди хрущевок появляется “космический корабль” с панорамным остеклением, огромными, изящными кирпичными плоскостями. Внутри это довольно просторное, дышащее светом помещение с широкими красивыми лестницами.

Софья Карпенко

Очень обидно, что сейчас здание находится в плачевном состоянии. Это связано с тем, что театр не имеет отношения к Министерству культуры, он принадлежит Всероссийскому обществу глухих и существует на его деньги, которых не так много. В 2000-е годы здание переживало очень тяжелые времена, и больше половины пространства сдали в аренду под всякие странные учреждения. Поэтому на фасаде здания столько несуразных вывесок, а в фойе театра иногда продают шубы или мед. А прибыль от аренды театр вряд ли вкладывает в свое развитие, и это печально.

Софья Карпенко

Я давно думаю, что мог бы предложить бесплатно сделать проект реконструкции этого здания. Если у них будут деньги на осуществление, я думаю, что, конечно, они согласятся. Сейчас у них дела идут лучше: сменился директор, там проходят детские спектакли.

Софья Карпенко
Дворец пионеров на Воробьевых горах

Через какое-то время после окончания института я переехал в район университета. И одно из мест, где мы с женой гуляем с собаками, – это парк рядом с Дворцом пионеров. Парк довольно странный и забавный, с прудом, оврагами, но при этом очень уютный. Конечно, жемчужина этого места – сам Дворец пионеров.

Софья Карпенко

Невероятно тонкое, современное, вписанное в окружающий ландшафт здание. Благоустройство, созданное вокруг, очень органично, и вообще, побывав в этом уникальном месте, действительно можно вдохновиться, проникнуться атмосферой 60-х годов, в которых определенно это здание застыло.

Софья Карпенко

Конечно, время не щадит Дворец пионеров, который вообще-то является объектом культурного наследия. Но за подобными строениями плохо следят, и они потихоньку разваливаются.

Софья Карпенко
Софья Карпенко
Софья Карпенко
Поликлиника № 1 на Сивцевом Вражке

Если продолжать разговор о вдохновении, то есть еще одно странное место, где я его ощутил. Это 1-я московская поликлиника на улице Сивцев Вражек. Получив определенный опыт взаимодействия с госучреждениями, я не мог себе представить, что поликлиники бывают и такими.

Софья Карпенко

Это красивое здание 1940-х годов, его строительство было приостановлено во время войны и закончено в 1950-м. Когда я пришел туда, я был потрясен количеством деталей декора и дорогих материалов, использованных в отделке поликлиники. Паркеты, мрамор всех возможных сортов, венецианская штукатурка, которая декорирует все холлы – от маленьких до больших, роскошные дубовые двери – это что-то невероятно помпезное.

Софья Карпенко

Но мне было интересно, конечно, не только это. Со временем к классическому зданию поликлиники с внушительной колоннадой стали пристраивать новые корпуса, в том числе в 1960–1970-е годы. И из поликлиники здание превратилось в гигантский комплекс, где ты не только можешь получить любую медицинскую услугу, но и прогуляться, оценив стили разных архитектурных эпох.

Софья Карпенко

Сначала ты оказываешься в помпезном сталинском ампире, дальше попадаешь в эпоху модернизма, где какие-то абсолютно залихватские формы опоясывают огромные атриумы с криволинейными лестницами, висят сложные латунные люстры и тому подобное.

Софья Карпенко
Китайгородская стена

Мне очень близок район Китай-города. Там есть, как я его называю, чиновничий квартал (Большой Черкасский переулок), который представляет собой деловой центр: там собрались многие министерства, Избирательная комиссия. Так вот этот квартал находится будто не в Москве: какие-то узкие улочки, туда-сюда снуют люди в костюмах. Человек, который захочет полюбоваться архитектурой, туда не пойдет. Но ощущения, которые я испытываю там, мне очень нравятся, у нас там долгое время был ресторан, и место стало родным.

Софья Карпенко

Если пойти дальше, минуя Китай-город, по направлению к гостинице “Метрополь”, то можно набрести на осколок Китайгородской стены, который никто никогда не видит. Он находится прямо за гостиницей “Метрополь”, вдоль переулка, выходящего на Театральный проезд.

Софья Карпенко

Там очень красиво, и раньше я часто там прогуливался. Когда мы с бюро делали проект реорганизации площади Революции, заметили это место, и появилась хорошая идея – облагородить его, сделать там кафе и превратить из помойки в достояние Москвы. Посмотрим, может быть, получится.

Записала Софья Карпенко

Фото: Софья Карпенко