Плохая погода – не повод сидеть дома. Надеемся, что вы уже исследовали маршруты нашей прошлой архпрогулки и готовы к новой. Российский архитектор Николай Лызлов предложил нам прогуляться по берегам реки Яузы и рассказал, какие места вам обязательно нужно посетить.
Яуза – одно из пока мало освоенных московских мест, но обладающее совершенно невероятным резервом. Все то, чего нет сейчас в Москве, восполнится Яузой. И самое интересное – исследовать жизнь этого района во времени. Первый период – замечательное Средневековье, когда все было в ауре Свято-Андроникова монастыря, затем век Просвещения с аристократическим наследием, потом бурная индустриализация, которая, казалось, загубила все прекрасное, а сейчас – джентрификация с изменением функционального наполнения всех заводов.
Начать прогулку по Яузе стоит сверху – от проспекта Мира и ВДНХ. Если смотреть на реку вниз по течению, то на правом берегу, около Яузы, стоят два замечательных небольших конструктивистских домика Моисея Гинзбурга. Это общежитие рабочих ватной фабрики (1928–1931): один дом был клубом, а второй – жилым. Они стоят на фоне огромного нарядного жилого дома Ивана Жолтовского, последнего из построенных архитектором перед смертью.
В этом месте можно проследить, как менялась советская архитектура. Следом, подальше от Яузы, стоит один из первых “домов на ножках”, яркий представитель советского модернизма. Его называют “Дом-плетенка” или “Дом на курьих ножках”. Это 25-этажная пластина, которая стоит прямо напротив “Рабочего и колхозницы” Веры Мухиной, на недавно обновленном постаменте. Весь этот прекрасный архитектурный квартал стоит на фоне Ростокинского акведука.
Ниже по Яузе, после красивого парка на склонах, появляется замечательная картинка – акведук, строившийся больше 25 лет по приказу Екатерины II и законченный в 1804 году. Ростокинский акведук – единственный, оставшийся от Мытищинского водопровода, первого в истории России.
Потом Яуза начинает теряться в лесах Лосиного острова (продолжение парка “Сокольники”), пересекает железную дорогу и выныривает из кустов. Река возвращается к дороге, и проезжая часть вновь становится набережной на Краснобогатырской улице, там же, где стоит бывший завод “Красный богатырь”, который теперь является офисным центром. Дальше Яуза течет по территории “Красного богатыря” и Москожкомбината, который отравил и воду, и землю вокруг на ближайшие сто лет.
Дальше из достопримечательностей на левом берегу Яузы стоит обратить внимание на Электрозавод и прямо напротив него на памятник городской архитектуры – особняк Льва Кекушева. Это очень красивая деревянная дачка купца Носова в стиле модерн (1903). Фасад Электрозавода, выходящий к Яузе, сейчас, к сожалению, заделан пластиковыми панелями, под которыми скрыты брутальная кирпичная кладка и огромные арочные окна.
Следующий пункт прогулки – Введенское кладбище (бывшее Немецкое). Я вообще очень люблю кладбища. В Питере мне нравится Смоленское кладбище, оно самое романтичное. Введенское кладбище имеет питерский дух, хотя в Москве еще много замечательных примеров: старообрядческое Рогожское кладбище, Армянское. И Введенское из них самое строгое, красивое и загадочное.
Если пройти все кладбище насквозь, то можно встретить множество красивых могил, склепов. А у противоположного выхода есть небольшое здание, которое похоже на большой склеп, но на самом деле это Лютеранская церковь Святой Троицы, построенная в 1911 году по проекту архитектора Рудановского и инженера Розенблита. Сейчас там проводятся службы на русском языке, и я там бывал.
Дальше вниз по улице Новая Дорога, где последние несколько лет я работаю над своими проектами, по левой стороне будет большой спортивный комплекс Бауманского института и потом появляется потрясающий Лефортовский парк, где сохранилась подлинная архитектура Бартоломео Растрелли. И вообще-то Лефортово – это знаковое место. Его создал Петр Алексеевич, который Москву не очень любил, но все свое детство провел выше по Яузе, в Измайлово. Петр духовно тяготел к этому месту, и поэтому именно там он и построил себе загородную резиденцию, которая до наших дней не сохранилась, но остался замечательный парк. После того как Петр построил себе дворец, Яуза превратилась в нынешнюю Рублевку – место обитания аристократии.
Затем, с развитием промышленности, Яуза приобрела совершенно другой смысл – она стала речкой индустриальной. Там же неподалеку находилась Сыромятническая слобода, где потом возникли заводы “Плутон”, “Манометр”, “Винзавод”, “Кристалл”, АРМА. Сейчас вся эта промышленность понемногу уходит и заводы испытывают замечательную реновацию. Это место становится настоящим культурным кластером. На “Артплее”, бывшем “Манометре”, я провожу довольно много времени – преподаю студентам архитектурной школы МАРШ.
Еще одно важное для меня место уединенных прогулок – Яузский шлюз, который находится между Золоторожской набережной и набережной академика Туполева. Его называют Гольцевским шлюзом по имени его создателя – архитектора Георгия Гольца. Это качественная архитектура советского времени, окруженная невероятным пейзажем: искусственный остров, яблоневый сад, порог, с которого с шумом падает вода, – очень поэтично.
Так мы плавно переходим к Свято-Андроникову монастырю, в который стоит идти, когда хочется помедитировать и вообще убежать из Москвы. Там есть замечательный Музей Андрея Рублева, и, кстати, там же снимались сцены из фильма Тарковского “Андрей Рублев”.
А еще на территории монастыря, рядом со Спасским собором (древнейшим из сохранившихся московским храмов), находится могила-кенотаф Федора Волкова – основателя русского театра. На самом деле он был похоронен на кладбище Златоустовского монастыря, но он не сохранился, а следов от могилы не осталось, и в начале 1960-х на кладбище Спасо-Андроникова монастыря установили это надгробие.
Там, где Яуза впадает в Москву-реку, находится еще одно любимое мной место – живописный Серебрянический переулок, который упирается в высоко поднятую Солянку. Это неиспорченный участок городской среды – такой, какая она должна быть. В Серебряническом переулке замечательные маленькие дворики – то, что осталось от старой Москвы.
Дальше Библиотека иностранной литературы – это просто хорошая, качественная архитектура 1960-х. И заканчивается прогулка чудным домом архитектора Дмитрия Чечулина – высоткой на Котельнической набережной. Когда мне нужно показать иностранцам Москву, я всегда их везу к этому дому, и, главное, вечером. Она прекрасно освещается и производит неизгладимое впечатление.
Записала Софья Карпенко
Фото: Софья Карпенко