Арт-объекты на территории винодельни

Владелец шато Ла-Кост собрал на территории своей винодельни произведения ­лучших современных художников и архитекторов – от Жана Нувеля до Ая Вэйвэя.

За последние годы мы видели немало примеров того, как винодельни из скромных производств превращались в культурные и архитектурные достопримечательности. Но Патрик Маккиллен со своим шато Ла-Кост переплюнул всех.

Скульптура Drop Тома Шеннона (2009)

Guy Hervais

Бизнесмен, сделавший состояние на недвижимости, совладелец знаменитых лондонских отелей Claridge’s, The Berkeley и The Connaught купил винодельню недалеко от Экс-ан-Прованса около десяти лет назад. Ему достался лакомый кусочек с виллой 1682 года, мощеными дорогами времен Римской империи и ста двадцатью пятью гектарами виноградников.

Фрагмент “Музыкального павильона” Фрэн­ка Гери (2008)

Guy Hervais

В вине выросший на пиве ирландец из Белфаста ничего не понимал, но хорошему менеджеру это и не нужно. Он заказал бродильный цех Жану Нувелю, набрал команду и перевел производственный процесс на биодинамические рельсы.

Бассейн, окружающий ­постройку Тадао Андо. В воде “сидит” скульптура Crouching Spider Луизы Буржуа (2003)

Guy Hervais

Но успеха вин Château La Coste новому владельцу оказалось мало. Пэдди, как его все называют, уже давно коллекционирует современное искусство крупных форм: скульптуру, инсталляции и уличные арт-объекты.

Одна из двух скульптур Portals бразильского художника Тунги (2011)

Guy Hervais

Кроме виноградников в шато Ла-Кост оставалось шестьдесят гектаров оливковых и миндальных рощ, дубовых лесов и полей лаванды. Буколический пейзаж Прованса показался Пэдди идеальным выставочным залом. Более того, парк вдохновил его на амбициозный проект – не просто показать уже имеющуюся коллекцию, но дополнить ее новыми произведениями, созданными специально для шато.

Инсталляция Multiplied Resistance Screened Лиама Гиллика (2010)

Guy Hervais

От предложения влиятельного бизнесмена не смог отказаться ни один художник. Десятки звезд из разных стран приехали в Прованс, погуляли по парку и за бутылочкой местного вина распределили участки.

Часовня Тадао Андо (2011)

Guy Hervais

Подготовка велась несколько лет, и вот в прошлом году Ла-Кост открылся для посетителей. Прогулка по территории похожа на увлекательный квест: искусство может выглядывать из-под куста в образе бронзовой лисы (Foxes, Майкл Стайп), прикидываться шалашом из веток (Oak Room, Энди Голдсуорти), скрываться в траве, проявляясь лишь ночью (Wild Flowers, Тацуо Миядзима), и т. п. Сегодня на территории винодельни установлено двадцать арт-объектов, но это далеко не конец.

Арт-объект Wall of Light Cubed Шона Скалли (2007)

Guy Hervais

Впрочем, Ла-Кост интересен не столько своим ленд-артом, которого во французских замках хоть пруд пруди, сколько архитектурой. За каждым строением на территории винодельни, от сувенирной лавки до беседки для отдыха, стоит громкое имя. Въездные ворота, информационный центр, два павильона и несколько скамеек построил Тадао Андо.

Здание Тадао Андо

Guy Hervais

Фрэнк Гери специально пока ничего не сделал (это еще впереди), зато тут стоит его летний павильон 2008 года из лондонской галереи Serpentine. Рядом построили амфитеатр, а сам павильон превратили в сцену. Неподалеку – несколько сборных домов Жана Пруве из коллекции Пэдди. Но большая часть объектов существует пока только на бумаге. Бюро Tangram Architectes заказан спа-отель, Аманде Ливет – мост, павильоны – Со Фудзимото, Кенго Куме, Аю Вэйвэю, Тойо Ито и бюро SANAA. Ренцо Пьяно и Оскар Нимейер трудятся над новыми цехами.

Инсталляция Oak Room Энди Голдсуорти (2009) изнутри

Guy Hervais

Работы всех этих архитекторов разом можно увидеть разве что на каком-нибудь Экспо, да и то если повезет. Лучше съездить в Экс-ан-Прованс – тут к архитектуре и искусству прилагаются идиллическая природа и вкусное вино.

Деревянный павильон Тадао Андо (2008)

Guy Hervais

Текст: Юлия Пешкова

Фото: Guy Hervais