ЮНЕСКО включила в свой Список объектов Всемирного наследия столицу африканской Эритреи – город Асмэру. Мы рассказываем, почему этот город давно стоило отметить вниманием, и иллюстрируем фотоисторией Стефана Бонесса.
Асмэра стала столицей Эритреи в 1900 году – через 10 лет после того, как Королевство Италия признало Эритрею собственной колонией, решив, что одного порта в Асэбе им мало. Итальянцы контролировали Эритрею до 1941 года, и именно благодаря этому периоду Асмэра приобрела свое многослойное архитектурное наследие, в котором смешано буквально все: ар-деко, модернизм, футуризм, рационализм, колониальный стиль и даже кубизм.
В заявлении ЮНЕСКО описание Асмэры звучит так: “Беспрецедентный пример концентрации архитектуры раннего модернизма XX века в одном месте и ее существования в африканском контексте”.
Итальянцы и правда оставили после себя уникальное наследие, чудом уцелевшее в африканской стране, пережившей не один военный конфликт. Например, футуристичную станцию Fiat от архитектора Джузеппе Петацци часто называют одним из самых красивых зданий в мире, хотя в 1938 году она вызывала сомнения своей эксцентричностью. Считается, что итальянские архитекторы в Асмэре воплощали все свои самые “дикие” задумки – вдалеке от консервативных европейских норм.
В 1930-е уже половину населения Асмэры составляли итальянцы, и она получила свое прозвище Маленький Рим. А после победы Бенито Муссолини во Второй итало-эфиопской войне в 1935 году для архитектуры начался еще один период расцвета. Итальянцы начали строить рационалистские правительственные здания и жилые комплексы, а также смело экспериментировать с ар-деко и футуризмом.
Фотограф Стефан Бонесс создал целый фотопроект под названием “Застывший город”, посвященный архитектуре Асмэры. Он начал этот проект в 1990-х и все это время исследовал самые удивительные уголки города. Его фотоисторией мы подтверждаем то, что совет ЮНЕСКО сделал правильный выбор, и, между прочим, это первый случай, когда в Список объектов Всемирного наследия включают целый модернистский город.
Текст: Софья Карпенко
Фото: Stefan Boness