Архитектура

Что смотреть на Венецианской архитектурной биеннале: гид по экспозиции

Венецианская архитектурная биеннале заканчивается 21 ноября, поэтому у вас есть еще целых четыре месяца, чтобы посетить Джардини и Арсенале и оценить работы молодых архитекторов и звездных бюро. Редакция AD рассказала все, что вам нужно знать о биеннале, провела репортаж с открытия в инстаграме и теперь делится с вами полным обзором экспозиции.

Архитектура

По приезде в Венецию, разумеется, сперва стоит выпить чашечку эспрессо и перевести дух где-нибудь на веранде, а затем отправляться прямиком в сады Giardini. Там расположились павильоны тридцати стран-участниц, каждая из которых приготовила для посетителей биеннале что-то необычное, но связанное с общей темой выставки Free Space (“Свободное пространство”). Если вы попали в не слишком жаркий день, советуем пройтись до садов по набережной — там вас ждут необычные инсталляции, установленные специально к биеннале.

Тема экспозиции российского павильона — железные дороги. Несколько групп архитекторов обыграли эту тему в пяти залах.

cleared(data.content.description)
Фото: Гриша Галантный.

Бюро Никиты Явейна представило свой проект Олимпийского вокзала в Сочи, сравнив его силуэт с размахом крыла птицы. Кстати, птица в экспозиции также присутствует — ее чучело автору экспозиции пришлось искать самостоятельно.

cleared(data.content.description)
Фото: Гриша Галантный.

Бюро Citizenstudio совместно со Studio 911 оформили зал под названием “Зал ожидания будущего”. Они представили свои размышления на тему будущего вокзалов в мегаполисах в форме двух объемных инсталляций, созданных с помощью бюро Studio 911.

cleared(data.content.description)
Фото: Гриша Галантный.

Центр первого зала — это зависший над лестницей макет Павловского вокзала как метафора того, как железные дороги разрослись по территории России.

cleared(data.content.description)
Фото: Гриша Галантный.

Один из самых интересных элементов павильона — четвертый зал под названием “Камера хранения”. Авторы экспозиции заполнили его настоящими ячейками камеры хранения с историями железнодорожных поездок. В последнем зале показывают фильм “7 дней за 7 минут”, посвященный путешествию через всю страну на поезде. Его снял московский режиссер Даниил Зинченко. Павильон сделан достойно и в полной мере отражает общую тему биеннале — Free Space. Читайте также интервью с комиссаром павильона Семеном Михайловским и смотрите, как проходило торжественное открытие павильона.

cleared(data.content.description)
Фото: Гриша Галантный.

Напротив павильона России красуется светлый параллелепипед — это павильон северных стран. Он замечателен сам по себе вне зависимости от экспозиции, но в этом году она его по-настоящему украсила. Авторы экспозиции исследуют взаимоотношения природы и окружающей среды, созданной человеком. Воплощением этого исследования стали огромные прозрачные пузыри с пульсирующими ядрами. Кураторы павильона объясняют: пузыри — это мембраны, в которых одновременно существуют два элемента — воздух и вода. Так же, по их мнению, должны быть связаны друг с другом архитектура и окружающий ее контекст.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)

Павильон Швейцарии получил от жюри главную награду биеннале — “Золотого льва”. И мы считаем, что это абсолютно справедливо. Кураторы павильона Швейцарии решили провести для посетителей “тур по дому”, при этом оставив интерьеры полностью пустыми.

cleared(data.content.description)

Пространство павильона представляет собой последовательность комнат разных размеров с большими и маленькими дверьми и окнами. Таким образом кураторы павильона поднимают критический вопрос масштабов жилого пространства и приносят удовольствие посетителям, устраивая им такое необычное путешествие.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)

Один из самых впечатляющих на биеннале — павильон Австралии. Кураторы довольно просто обыграли главную тему биеннале Free Space, заполнив все свободное пространство зеленью. И непростой зеленью — ее привезли специально из Австралии: более 60 видов редких растений Victorian Western Plains Grassland.

cleared(data.content.description)
Павильон Австралии снаружи.

“Зеленую” инсталляцию подсвечивает целая система LED-конструкций, а на одну из стен проецируется серия фильмов об австралийских архитектурных проектах, отвечающих идее восстановления, а не разрушения пространства вокруг себя.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)

Одно из самых простых решений темы биеннале предложили кураторы павильона Великобритании. Они оставили пространство павильона пустым, а все “действо” перенесли на крышу, создав там площадку для дискуссий и назвав ее “Островом”.

cleared(data.content.description)

К деревянной конструкции на крыше ведет длинная лестница, и восхождение по ней стоит того, что вы увидите. С британского “Острова” открываются прекрасные виды на сады и Венецианскую лагуну, а каждый день в 16:00 там будут подавать чай. Кстати, павильон также был удостоен специального упоминания жюри биеннале.

cleared(data.content.description)

Павильон Нидерландов представляет собой сюрреалистичное пространство, состоящее из... оранжевых шкафчиков. Да, именно так. За дверцей каждого из них посетителя ждет дивный мир, над элементами которого работали архитекторы, дизайнеры, художники, музыканты и историки. Каждая “камера хранения” приоткрывает секреты архитектурной типологии Нидерландов: офисы, игровые площадки, фермы, фабрики и даже такие мелкие элементы, как окна или кровати.

cleared(data.content.description)

Кстати, о кроватях: самая яркая часть экспозиции, на наш взгляд, — это репродукция политического перформанса Джона Леннона и Йоко Оно — Bed-In for Peace. В 1969 году звездная пара сняла номер в отеле Hilton Amsterdam Hotel и в знак протеста против войны во Вьетнаме неделю провела в кровати. Зная о том, что их свадьба привлечет внимание прессы, они решили повернуть этот информационный поток в правильное русло и таким образом осветить свою экспериментальную политическую акцию.

cleared(data.content.description)

Кураторы австрийского павильона решили назвать свою экспозицию “Мысли формируют материю”. Эту идею они воплотили в объемной инсталляции, занимающей все пространство павильона. Светлая деревянная конструкция, похожая на детский лабиринт, контрастирует с темно-синими стенами и отражается в зеркальном полу. Если у вас не получится разгадать глубокую метафору кураторов, то забраться на вершину этой конструкции точно будет занятно.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)

В павильоне Дании представлено сразу несколько экспозиций разных авторов. Один из залов отведен под обзор нового проекта бюро OMA — центра BLOX в Копенгагене.

cleared(data.content.description)

Другой зал делят между собой три экспозиции: обновленный после пожара отель Svinkløv Badehotel от бюро Praksis Arkitekter, презентация Hyperloop от BIG и коллаборация архитекторов бюро Vandkunsten Architects с организациями, занимающимися социальным жильем, результатом которой стали современные проекты бюджетного жилья абсолютно нового уровня.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)

Стоит заглянуть и в канадский павильон — в этом году он открылся после масштабной реновации, первой за 60 лет существования павильона. Помимо обновленного пространства, у павильона теперь есть платформа, с которой открывается живописный вид на лагуну, а также она может служить дополнительной площадкой для выступлений и мероприятий.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)

Ватикан впервые принимает участие в Архитектурной биеннале и делает это с завидным размахом. У него нет павильона в привычном понимании, потому что экспозиция раскинулась по территории островка Сан-Джорджо-Маджоре, находящегося прямо напротив главной венецианской площади Сан-Марко. Кураторы павильона Ватикана пригласили 10 архитекторов, для того чтобы те придумали собственные проекты часовен и построили их на острове на время биеннале. Среди приглашенных Норман Фостер, Flores i Prats Architects, Эдуарду Соуту де Моура и другие. Показываем самые интересные варианты.

Часовня по проекту Flores i Prats Architects (Испания).
Часовня по проекту Flores i Prats Architects (Испания).
Часовня по проекту Нормана Фостера (Великобритания).
Часовня по проекту Франческо Челлини (Италия).
+3
+2
Часовня по проекту Шона Годселла (Австралия).

Центральный павильон представляет из себя набор различных экспозиций от современных архитектурных бюро. Каждое бюро оставляет свой след по-разному. Например, Паулу Мендес да Роша не стал “изобретать велосипед” и просто воплотил тему биеннале в рисунке на стене.

cleared(data.content.description)

Но вот ради чего определенно стоит посетить Центральный павильон, так это ради ретроспективы творчества Петера Цумтора. На втором ярусе павильона расположилась масштабная экспозиция, состоящая из макетов проектов Цумтора разных лет.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)

Пол входной зоны павильона выложен плиткой, которую придумал архитектурный коллектив Assemble.

cleared(data.content.description)

Бьярке Ингельс представил свою амбициозную концепцию преображения нижнего Манхэттена под названием BIG U. Его проект направлен на защиту городского пространства от природных катаклизмов.

cleared(data.content.description)

Архитектор и исследователь архитектуры Роберт Маккартер представил свой проект “Четыре непостроенных модернистских проекта в Венеции”, в котором показал эскизы Фрэнка Ллойда Райта, Ле Корбюзье, Луиса Кана и Исаму Ногути.

cleared(data.content.description)

А архитектор Чино Дзукки занял один из залов крайне интересной инсталляцией, посвященной творчеству итальянского архитектора Луиджи Каччи Доминиони.

cleared(data.content.description)

Череда инсталляций в огромном по масштабам Арсенале нередко прерывается по-настоящему впечатляющими объектами. Например, бюро Flores i Prats Architects посвятили целую экспозицию своему проекту реновации старого театра в стиле ар-деко.

cleared(data.content.description)

Dorte Mandrup представили свою завораживающую инсталляцию в форме Icefjord Centre в Гренландии. Английское архитектурное бюро Alison Brooks представило деревянную геометричную инсталляцию, основанную на различных иллюзиях и позволяющую посетителям блуждать по ней и исследовать тайны, которые хранят в себе изгибы.

cleared(data.content.description)
Andrea Avezzu, courtesy of La Biennale di Venezia.

За стенами старинного амбара тоже найдется что посмотреть. Например, на инсталляцию поклонников бамбука бюро Vo Trong Nghia, отлично сочетающуюся с голубыми водами лагуны и кирпичными стенами Арсенале.

cleared(data.content.description)

Китайский павильон также заслуживает отдельного внимания. Кураторы построили “Воздушную деревню” из пластика, причем особенным цифровым способом, придуманным Филипом Юаном и его командой. Кураторы считают, что их “Воздушная деревня” отражает реальное состояние китайских деревень, где грани между общественным и личным размыты.

cleared(data.content.description)

После того как нагуляетесь по павильонам биеннале, приступайте к изучению архитектурного наследия Карло Скарпы и наслаждайтесь расслабленной атмосферой и уникальной красотой города в местах, которые вам советует дизайнер Марина Брагинская в своем гиде.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)
Павильон Бельгии.
cleared(data.content.description)
Читайте также