Молодой ирландец Доминик Стивенс – архитектор очень необычный. В 1999 году, оставив в Дублине хорошую работу, он уехал в ирландскую глубинку, в деревню Клун, и открыл свое бюро.
Сотрудник там всего один – сам Доминик. Мастерскую он себе оборудовал в снятой с колес фуре, припаркованной на холме за домом. Дом Стивенс, само собой, тоже построил себе сам. Вернее, он его все еще строит: Доминик считает, что люди не могут по-настоящему ценить архитектуру, потому что не понимают, как она “устроена”. И хочет, чтобы его дети точно знали, как сделан дом, где они живут.
В свободное от архитектуры время Стивенс занимается фермерством – выращивает коз, кур и гусей и делает отличные сыры. Архитектор он меж тем известный – участвовал, к примеру, в выставке в национальном павильоне Ирландии на Венецианской биеннале в 2006 году. Но берется всего за два проекта в год, иначе на детей и коз времени не остается.
Один из двух домов, которые Стивенс взялся построить в 2006 году, принадлежит семейной паре художников-концептуалистов, Грейс Вейр и Джо Вальцеру. На склоне зеленого холма в ирландской деревне Дромахер Стивенс возвел для них крошечную коробочку, облицованную зеркальными панелями. Стены ее прорезаны вертикальными окнами. При дневном освещении дом изчезает в окружающем ландшафте – растворяется, превращаясь в отражение. Ночью видны лишь освещенные окна – как блуждающие огоньки на ирландских болотах.
Перепад высот на участке позволил Стивенсу без ущерба для экологии (о которой он очень заботится) врыться в землю и устроить “пещерные” вход, спальни и ванную. То есть дом перевернут с ног на голову – входить в него нужно вниз, в землю, а уже потом из прихожей можно подняться по винтовой лестнице наверх, в залитую светом белоснежную гостиную. Архитектура, невидимая снаружи здания, и здесь превращается в довесок к природе: главное в интерьере – это виды сквозь узкие окна, чередующиеся с белыми простенками.
В доме много странностей – вроде наклоненных наружу стен гостиной, из-за которых пространство выглядит искаженным (жильцам-концептуалистам только этого и надо). Вообще говоря, Стивенс должен бы признать этот дом творческой неудачей, ведь сразу понять, как он “сделан”, невозможно. Но именно это делает его не просто претенциозной сараюшкой, а настоящим произведением архитектуры.
Текст: Лаура Босси
Фото: РОС КАВАНА