Экоархитектура: 9 "зеленых" построек

Провести границу между природой и архитектурой все сложнее. Современные здания уходят под землю, прячутся в ­лесах и зеленеют, словно газоны.

Провести границу между природой и архитектурой все сложнее. Современные здания уходят под землю, прячутся в лесах и зеленеют, словно газоны.

1. Casa de Retiro Espiritual, Эмилио Амбаш

Проект “Дома уединения” появился еще в 1975 году. Аргентинский архитектор и куратор MoMA Эмилио Амбаш задумал его как архитектурный “черный квадрат”, символизирующий конец искусства и выход в новую спиритуалистическую реальность.

“Дом уединения” был построен в 2005 году в сорока километрах от Севильи у подножия Сьерра-Морены.

архивы пресс-служб

Но когда через тридцать лет дом был построен, то вместо могилы палладианской традиции загородной виллы он стал символом нового “природного” образа жизни.

Амбаш не так далеко ушел от традиций андалузской виллы: те же беленые стены, то же скрытое от солнца патио и даже деревянный балкон на месте.

архивы пресс-служб

Все “жилые” помещения (если это понятие применимо к зонам для медитаций) спрятаны внутри холма, на котором возведены две пересекающиеся под острым углом отвесные стены с лестницами. По ним достигший просветления должен подниматься над действительностью.

Вершина холма оформлена криво­линейными композициями, которые повторяют очертания подземных частей здания.

архивы пресс-служб

2. Культурный центр ACROS, Эмилио Амбаш

Фукуока, крупнейший город-порт на юго-западе Японии, не меньше Токио страдает от нехватки места. Поэтому когда в 1995 году встал вопрос о постройке большого культурного центра, единственным незанятым пространством оказался небольшой городской сквер размером в два городских квартала.

Северный, вертикальный, фасад здания обращен к деловому центру города и неотличим от десятка других небоскребов.

архивы пресс-служб

Амбаш занял один из них 15-этажным комплексом со множеством выставочных площадей, конференц-залов, музеев и при этом сохранил “легкие города”.

Здание ACROS демонстрирует новый подход к озеленению мегаполисов.

архивы пресс-служб

Зелень парка продолжает подниматься по всему ступенчатому южному фасаду здания, превращая его в террасный сад Семирамиды.

архивы пресс-служб

3. Деревня Диетикон, Петер Феч

В 1993 году, почти за десять лет до появления на экранах “Властелина колец”, в крохотном швейцарском городке Диетикон уже устроили свое Средиземье. Архитектор Петер Феч, придумавший первый подземный дом еще в 1970-е годы, соорудил девять домиков площадью от 60 м² до 250 м², в каждом из которых с удовольствием поселилась бы семья хоббитов. Но людям они тоже приглянулись. Естественная кровля из почвы и травы, защищающая эти жилища от ветра, дождя и перепадов температуры, позволяет тратить заметно меньше энергии. Поэтому дома Феча практически безвредны для окружающей среды.

После успеха проекта Петер Феч построил такие же деревни еще в десяти швейцарских городках.

архивы пресс-служб

4. Juniper House, Ханс Мурман и Улла Альбертс

Шведская пара архитекторов из бюро Murman Arkitekter пошла по пути “искусственного озеленения”. Их небольшая дача на острове Готланд неподалеку от Стокгольма совершенно теряется в густых зарослях можжевельника. Чтобы добиться этого, они обнесли дом пластиковым экраном, на который нанесена панорамная фотография окружающего леса.

“Можжевеловый дом” был придуман в 2004 году.

архивы пресс-служб

Простота и своевременность идеи была оценена и коллегами (Ханс и Улла получили в 2004 году приз ежегодного конкурса национальной Академии архитектуры), и заказчиками (такими плащ-палатками к концу 2005 года были заставлены все излюбленные места отдыха шведов).

архивы пресс-служб

5. “Вертикальные фермы”, Пьер Сарту и Огюстен Розенстиль

Глава кафедры защиты окружающей среды Колумбийского университета доктор Диксон Деспомьер считает, что к 2050 году восемьдесят процентов населения Земли будет жить в городах. И люди вряд ли бросят вредную привычку употреблять в пищу сельскохозяйственные продукты, поэтому проблему надо решать уже сейчас.

архивы пресс-служб

Пьер Сарту и Огюстен Розенстиль из французского архитектурного бюро Soa Architectes разработали под руководством Деспомьера проект “Вертикальных ферм” – небоскребов, заполненных гидропонными теплицами и отсеками для скота. При достаточном количестве таких сооружений прокормить можно будет все девять миллиардов человек, которые, по прогнозам, будут жить на Земле в 2050 году.

Все уровни фермы должны быть предельно автоматизированы и изолированы друг от друга на случай эпидемий.

архивы пресс-служб

6. Organic Building, Гаэтано Пеше

На самом первом эскизе 1970 года “Органический дом” напоминал дуб с корнями-фундаментом и роскошной крышей-кроной. Но в конце концов, по словам Пеше, оказался бамбуковой рощей, вечно волнующейся и вечно стремящейся вверх. В самом центре Осаки, второго по величине японского города, в 1993 году выросло здание, взорвавшее форменное единообразие делового квартала. Его алый фасад украшен цветочными горшками разной формы и размера, в которые высажены почти все виды кустарников, растущих в этой климатической зоне.

Зеленый фасад “Органического дома” снабжен собственной системой орошения, чтобы за растения­ми не надо было ухаживать.

архивы пресс-служб

7. Waldspirale, Фриденсрайх Хундертвассер

Австрийский художник считал прямую линию “орудием дьявола” и был злейшим врагом типовых домов-коробок. Про свои архитектурные проекты он говорил, что они растут на земле как цветы. История “Спирального леса” – так переводится с немецкого название этого здания – доказывает, что не так уж он и ошибался. Первые рисунки большого жилого комплекса с зелеными детскими площадками на крыше появились еще в 1980-е годы. Но закончено сооружение в немецком Дармштадте было уже после смерти автора в 2000 году.

У дома более тысячи окон, и все они — разные.

архивы пресс-служб

8. Отель Songjiang, Мартин Йохман

Международная архитектурная группа Atkins Architects выиграла в конце 2007 года тендер на строительство грандиозного отеля неподалеку от Шанхая. В их проекте, руководит которым англичанин Мартин Йохман, речь, правда, идет об имитации природы, а не ее сохранении. Здание гостиницы прилепится к обрыву вырытого котлована, который затем наполнят водой и превратят в искусственный водопад. В подводной части (она будет даже больше надводной) расположатся рестораны с панорамными окнами и огромный аквариум. Все окружающие скалы предполагается отдать на откуп любителям экстремальных видов спорта – альпинистам, ныряльщикам с большой высоты и парашютистам.

архивы пресс-служб

9. Casa Os, архитектурное Бюро Nolaster

Молодым испанским архитекторам из бюро Nolaster идея сровнять дом с землей пришла по техническим причинам. Деревушка Лоредо, в которой велось строительство, расположена на высоком побережье Атлантического океана на северо-западе Испании, и резкие холодные ветра здесь не редкость. Поэтому здание возвели на сваях в естественной впадине между двумя холмами и устроили внутри систему крошечных двориков-атриумов, где можно загорать, не боясь ветра. В скале, на которую одной стеной опирается дом, вырезана лестница, спускающаяся к океану. А плоская крыша засажена травой, чтобы как можно меньше выбиваться из окружающего пейзажа.

В 2007 году журнал Wallpaper назвал Casa Os в числе лучших новых частных домов.

архивы пресс-служб

Текст: Анастасия Углик

Фото: архивы пресс-служб