Провести границу между природой и архитектурой все сложнее. Современные здания уходят под землю, прячутся в лесах и зеленеют, словно газоны.
Проект “Дома уединения” появился еще в 1975 году. Аргентинский архитектор и куратор MoMA Эмилио Амбаш задумал его как архитектурный “черный квадрат”, символизирующий конец искусства и выход в новую спиритуалистическую реальность.
Но когда через тридцать лет дом был построен, то вместо могилы палладианской традиции загородной виллы он стал символом нового “природного” образа жизни.
Все “жилые” помещения (если это понятие применимо к зонам для медитаций) спрятаны внутри холма, на котором возведены две пересекающиеся под острым углом отвесные стены с лестницами. По ним достигший просветления должен подниматься над действительностью.
Фукуока, крупнейший город-порт на юго-западе Японии, не меньше Токио страдает от нехватки места. Поэтому когда в 1995 году встал вопрос о постройке большого культурного центра, единственным незанятым пространством оказался небольшой городской сквер размером в два городских квартала.
Амбаш занял один из них 15-этажным комплексом со множеством выставочных площадей, конференц-залов, музеев и при этом сохранил “легкие города”.
Зелень парка продолжает подниматься по всему ступенчатому южному фасаду здания, превращая его в террасный сад Семирамиды.
В 1993 году, почти за десять лет до появления на экранах “Властелина колец”, в крохотном швейцарском городке Диетикон уже устроили свое Средиземье. Архитектор Петер Феч, придумавший первый подземный дом еще в 1970-е годы, соорудил девять домиков площадью от 60 м² до 250 м², в каждом из которых с удовольствием поселилась бы семья хоббитов. Но людям они тоже приглянулись. Естественная кровля из почвы и травы, защищающая эти жилища от ветра, дождя и перепадов температуры, позволяет тратить заметно меньше энергии. Поэтому дома Феча практически безвредны для окружающей среды.
4. Juniper House, Ханс Мурман и Улла Альбертс
Простота и своевременность идеи была оценена и коллегами (Ханс и Улла получили в 2004 году приз ежегодного конкурса национальной Академии архитектуры), и заказчиками (такими плащ-палатками к концу 2005 года были заставлены все излюбленные места отдыха шведов).
Глава кафедры защиты окружающей среды Колумбийского университета доктор Диксон Деспомьер считает, что к 2050 году восемьдесят процентов населения Земли будет жить в городах. И люди вряд ли бросят вредную привычку употреблять в пищу сельскохозяйственные продукты, поэтому проблему надо решать уже сейчас.
Пьер Сарту и Огюстен Розенстиль из французского архитектурного бюро Soa Architectes разработали под руководством Деспомьера проект “Вертикальных ферм” – небоскребов, заполненных гидропонными теплицами и отсеками для скота. При достаточном количестве таких сооружений прокормить можно будет все девять миллиардов человек, которые, по прогнозам, будут жить на Земле в 2050 году.
На самом первом эскизе 1970 года “Органический дом” напоминал дуб с корнями-фундаментом и роскошной крышей-кроной. Но в конце концов, по словам Пеше, оказался бамбуковой рощей, вечно волнующейся и вечно стремящейся вверх. В самом центре Осаки, второго по величине японского города, в 1993 году выросло здание, взорвавшее форменное единообразие делового квартала. Его алый фасад украшен цветочными горшками разной формы и размера, в которые высажены почти все виды кустарников, растущих в этой климатической зоне.
7. Waldspirale, Фриденсрайх Хундертвассер
Австрийский художник считал прямую линию “орудием дьявола” и был злейшим врагом типовых домов-коробок. Про свои архитектурные проекты он говорил, что они растут на земле как цветы. История “Спирального леса” – так переводится с немецкого название этого здания – доказывает, что не так уж он и ошибался. Первые рисунки большого жилого комплекса с зелеными детскими площадками на крыше появились еще в 1980-е годы. Но закончено сооружение в немецком Дармштадте было уже после смерти автора в 2000 году.
8. Отель Songjiang, Мартин Йохман
Молодым испанским архитекторам из бюро Nolaster идея сровнять дом с землей пришла по техническим причинам. Деревушка Лоредо, в которой велось строительство, расположена на высоком побережье Атлантического океана на северо-западе Испании, и резкие холодные ветра здесь не редкость. Поэтому здание возвели на сваях в естественной впадине между двумя холмами и устроили внутри систему крошечных двориков-атриумов, где можно загорать, не боясь ветра. В скале, на которую одной стеной опирается дом, вырезана лестница, спускающаяся к океану. А плоская крыша засажена травой, чтобы как можно меньше выбиваться из окружающего пейзажа.
Текст: Анастасия Углик