Fenix I в Роттердаме: лофты над складами

В Роттердаме исторические склады надстроили новым объемом: вверху жилые лофты, внизу культурный кластер и знаменитая цирковая школа. Получился удивительный комплекс, который радикально меняет не только облик, но и атмосферу целого в прошлом индустриального района.
Fenix I в Роттердаме лофты над складами

Роттердам — второй по величине город Нидерландов, а по возрасту даже немного старше Амстердама. Но по виду так и не скажешь: от старого города осталось совсем мало — 14 мая 1940 года он был практически стерт с лица земли бомбардировками немецкой авиации. Сегодня Роттердам — сплошь современная застройка от самых известных европейских архитекторов второй половины XX века: бюро Ле Корбюзье, Ренцо Пьяно, Пита Блума, Рема Колхаса, Нидерландского архитектурного института, создавших ансамбль из футуристических небоскребов, кубических домов, невероятных мостов и новых жилых кварталов. Это задает сразу и планку, и масштаб: в Роттердаме строят “широкими мазками” — солидные, внушительные как по размерам, так и по замыслу проекты.

Буквально на днях в городе завершилась самая крупная голландская стройка последних лет: в районе Катендрехт над зданием старых довоенных складов воздвигли Fenix I — комплекс современных лофтов, внушительным застекленным объемом нависающих над водой.

Катендрехт — район-мыс, с трех сторон окруженный водой: до 1980-х серьезный индустриальный и портовый центр, после — полузаброшенная неблагополучная территория, расположенная практически в географическом центре города. В начале 2000-х город решил вернуть мыс к жизни и началась комплексная программа его преобразования и развития. Одну из ключевых ролей сыграли здания старых складов, ставших основой Fenix I.

Склады Fenix были построены в 1922 году в связи с активным расширением грузоперевозок линий Holland America. В то время это был самый большой портовый терминал в мире (общей длиной 360 м), внутри которого проходили две железнодорожные линии. Во время печально известной бомбардировки Роттердама склад тоже пострадал: у него оказалась разрушена середина. Его восстановили, но уже в виде двух разных зданий, которым дали название Fenix I (длиной 140 м) и Fenix II, подчеркнув в названии то, что они, вопреки всему, возродились. Очень немногим старым зданиям Роттердама это удалось.

В рамках программы по возвращению Катендрехта в жизнь города в здании старых складов разбили модный фуд-корт и стали проводить фестивали, в основном связанные с едой и уличным театром. Это позволило поднять условный рейтинг района. Затем построили мост, который связал район с другим мысом — благополучным, сплошь застроенным зданиями от Рема Колхааса, Ренцо Пьяно, Нормана Фостера. Рейтинг опять подрос. Решено было начать новое строительство, но по условиям города обязательно было сохранить склады, несмотря на то, что они не обладали никаким охранным статусом.

Конкурс выиграло бюро Mei Architects and Planners во главе с архитектором Робертом Винкелом, предложившим надстроить над зданиями складов огромный застекленный объем, расположить в нем жилые лофты с видами на все архитектурные достопримечательности на соседних берегах, а в цокольной исторической части сохранить фестивально-творческое начало, которое так удачно оживило район.

Чтобы надстроить девять жилых этажей, в исторический корпус складов встроили огромный металлический каркас (архитекторы подчеркивают его солидный вес, который составляет килотонну). Расположенный между объемом с лофтами с застекленными балконами и старым складом этаж выглядит отступившим от линии фасада, облегченным, полупрозрачным: это делает верхнюю часть визуально легче. Кроме того, на этом этаже расположены самые высокие апартаменты — до 5 м высотой, что позволило создать там двухуровневые лофты.

Внутри комплекса Mei Architects and Planners вписали большой внутренний двор с озеленением и круговыми галереями на манер южных стран, в который смотрят все апартаменты. Благодаря этому все квартиры ориентированы минимум на две стороны: на город, реку и панорамы за ней и в зеленый внутренний двор, галереи которого сейчас обсажены вьющимися растениями и через пару лет обязательно должны превратиться в сплошной зеленый оазис — в выращивании зелени голландцам все-таки нет равных.

Новый объем старается не противопоставлять себя историческому основанию, а где-то перекликаться и с ним, и с историей места. Так, в стеклянные парапеты балконов встроены стальные рамы-сетки, задающие красивый ритм фасаду, как аллюзии на двери складов, которые распахивались, чтобы принять груз. Да и форма поддерживающих балконы консолей перекликается с формой кранов, которые когда-то работали здесь без устали.

В исторической части комплекса расположились фуд-корт, офисы, B&B, многоуровневый гараж и, главное, DOCS — офисы и студии нескольких известных творческих институций (студии современного театра и цирковой школы Codart). Два этажа старых складов по 6 м объединили в уникальные высокие залы, где помещаются канаты и трапеции, батутные площадки и залы для тренировок. Здесь готовят акробатов, гимнастов, жонглеров… И все это видно из лобби жилого комплекса, благодаря чему создается впечатление, что ты находишься буквально в эпицентре какой-то удивительной творческой жизни. Ради нее люди и перебираются в Катендрехт.

Фото: Ossip