Любители садово-паркового искусства с незапамятных времен разделены на два лагеря: приверженцев геометрии и сторонников естественной природы. Обе группировки приводят в свою пользу десятки примеров от Версаля и Тюильри до Стоу и Павловска. В последнее время у апологетов геометризма появился новый аргумент: сад, созданный под Мадридом ландшафтным дизайнером Фернандо Карунчо.
“Геометрия – грамматика сада”, – говорит Карунчо. В своей работе один из самых популярных ландшафтных дизайнеров Испании опирается на труды древних греков, для которых геометрия была универсальным ключом к тайнам мироздания. По их примеру Карунчо свои проекты создает на основе решетки. Он называет ее “сетью для ловли пространства”.
Под Мадридом в его сеть попал небольшой, в полгектара, участок. Карунчо разбил его на две террасы и соединил их небольшой лестницей. В схеме этого “партера” чувствуется влияние садов Ренессанса – и мавританской Альгамбры. Границы “решетки” прочерчены рядами эскалонии, лавра и кленов. Внутри нее – зеркальные пруды и газоны с двумя столетними дубами.
При всей строгости сад очень разнообразен: поверхность прудов отражает изменчивый свет неба и яркую расцветку осенней листвы. Хитрая комбинация пропорций газонов и высот растений позволяет саду выглядеть по-разному буквально с каждой ступени центральной лестницы.
Этот прием Карунчо почерпнул из барокко: благодаря ему сад кажется больше своих истинных размеров. И в геометрическую сеть, сплетенную дизайнером, оказывается поймано не только пространство, но и воображение зрителя.
Текст: Том Кристофер