Создавая концепцию музея архитектурных моделей The Last Redoubt (“Последний приют”), основатель бюро Wutopia Lab Ю Тинг не просто занимался архитектурным проектированием — он мысленно сконструировал фантазийный город будущего, “застроенный” зданиями — экспонатами музея.
Внимательно осмотрев принадлежащую компании Fengyuzhu коллекцию, Тинг решил создать выставочное пространство, в котором посетителям будет легче воспринять модели как реальные постройки. Так появилась идея о музее как фантастическом городе, словно взятом из франшизы “Звездные войны” или культового фильма “Бегущий по лезвию бритвы”.
Таким образом квадратное в плане сооружение получило двойственный характер: в человеческом масштабе в нем три этажа, но в масштабе архитектурных моделей — десять. Эффект был достигнут благодаря прикрепленным к стенам на разном уровне и словно парящим в воздухе полкам, на которых размещены экспонаты, а также светопроницаемым перегородкам из тонких стальных трубок, которые разделяют пространства, но не изолируют их друг от друга. Благодаря им “вертикальный город”, построенный Тингом, можно обозревать из прямоугольного холла, расположенного в центре здания.
Разные залы и комнаты в музее Тинг обозначил названиями, позаимствованными им из известных научно-фантастических фильмов и сериалов. Так, три балкона он назвал в честь известных космических кораблей: The Eclipse (“Звездные войны”), The Covenant (“Звездный путь”), The Serenity (“Светлячок”). Компактные пространства в трех из четырех углов здания архитектор оформил как яркие монохромные комнаты и обозначил топонимами: Olympus (остров из манга-комикса “Яблочное зернышко”), Asgard (вселенная из комиксов Marvlel “Тор”), Arrakis (планета из фильма “Дюна”).
В четвертом углу Тинг разместил медиазону — белоснежную круглую комнату под названием Thunder Dome (из фильма “Безумный Макс”), из которой по лестнице можно подняться в зону Tyrell (персонаж фильма “Бегущий по лезвию бритвы”). Это небольшой выставочный зал со стенами из перфорированного металла и создающим оптические иллюзии кривым зеркалом.
Главные выставочные пространства называются Tijuana (астероид из сериала “Ковбойский бибоп”), Ironia (город из фильма “Алита: Боевой ангел”) и Pod Bay (из фильма “Космическая одиссея 2001 года”). Они сгруппированы вокруг практически пустого центрального холла Visionary City (по картине Уильяма Р. Ли, 1908), в котором установлен единственный подсвеченный стеллаж из полок, прикрепленных к белой колонне. Лестница и лифтовый холл противопоставлены светлому пространству Visionary City и окрашены в черный цвет. Отсюда и их название: Night Land.
Задумывая внутреннее устройство музея, Тинг планировал активно использовать гардины как разделители пространства. Но когда он увидел эффект рассеянного света, который дают перегородки из тысяч (точное число — 5653) стальных трубок, то решил, что добавлять к ним ничего не нужно. Таким образом архитектор эффективно структурировал выставочные залы, но сохранил у посетителей ощущение прогулки по огромному многоуровневому городу.
“Мою идею можно обозначить как “модели внутри модели”, — говорит Тинг. — Мне показалось важным сделать архитектурно выразительным здание музея, в котором будут храниться макеты других, не менее футуристичных зданий”.