Городок художников на Верхней Масловке: история и местные жители

Шеф-редактор сайта AD Софья Рауф и создатели проекта “Города & Люди” прошлись по уникальному московскому кварталу — городку художников на Масловке, заглянули в мастерские художников и скульпторов, а также познакомились с уникальным процессом создания литографий в литографской мастерской.
Городок художников на Верхней Масловке история и местные жители

Городок художников на Верхней Масловке задумывался как обособленный квартал и настоящий “город в городе” со своими жилыми домами, мастерскими, библиотекой, выставочными залами и даже гончарными печами. Все это было предназначено для того, чтобы создать бытовые условия и творческую среду для развития советского искусства. Инициаторами создания городка художников были Максим Горький и Игорь Грабарь. Для строительства городка выбрали пустырь в районе Масловки на месте сгоревшей фабрики “Межрабпом-Русь”. В то время этот район был застроен ветхими деревянными особняками. “Бывшая мещанская обывательская московская улица завоевана советскими художниками”, — пишет в то время советская пресса.

Проект городка художников на Масловке.

Архитектурный проект городка поручили группе архитекторов-рационалистов АСНОВА — В. Ф. Кринскому, А. М. Рухлядеву (авторы здания Северного речного вокзала) Ю. Н. Герасимову, Л. М. Лисенко и инженеру Ю. С. Рубинштейну. По их плану застройки, городок представлял собой комплекс зданий в виде корабля: мастерские, жилые корпуса, выставочный павильон и здание художественного вуза. Предполагалось, что городок художников станет “русским Монмартром”, но не все планы удалось реализовать. С 1930 по 1954 год были построены четыре корпуса: в 1930 году дом 9 (корпус Ж по плану) на Верхней Масловке; в 1931‒1932 годах — дом 2 на Петровско-Разумовской аллее (корпус Б); в 1935‒1937 годах — дом 1 на Верхней Масловке (корпус А); последним в 1954 году там же был построен дом 3 (корпус В).

Первым был закончен дом 9, и его внешний вид соответствует всем принципам архитектуры рационализма: строгие асимметричные фасады, геометричная расстекловка, функционализм во всем. Дом состоит из двух объемов — П-образного и прямоугольного. П-образный предназначен для квартир, а прямоугольный — для мастерских. Именно в этом доме работали Игорь Грабарь, Александр Матвеев, Владимир Татлин и другие важные художники той эпохи. В этом же доме была организована столовая, детский сад, а на крыше библиотека — все в лучших традициях домов-коммун. Библиотека с редкими изданиями существовала в этом доме до 2009 года, а после вспыхнувшего там пожара было принято решение ее перенести.

Первый дом в городке художников на Масловке, 1930 год. Источник: pastvu.com/p/359740

Сейчас в поселке все так же заселены четыре дома с мастерскими и квартирами. В основном в них живут наследники династий художников и скульпторов, которым Московский союз художников выделяет мастерские, но появляются и новые жители, с которыми мы тоже познакомились.

Дом № 1

Первый дом, в который мы отправились с проектом “Города & Люди”, — дом № 1. Один из главных архитектурных артефактов этого дома — старинный лифт. Художники борются за него и не дают заменить на новый, потому что сейчас таких уже нигде не найти. Что касается обстановки общественных пространств, время здесь остановилось: полы, оконные рамы, двери — все оригинальное и отлично передает дух советского прошлого.

Первая остановка в нашей экскурсии — мастерская молодой художницы Вари Терещенко, одной из представительниц династии Терещенко. Ее дедушка Николай Иванович Терещенко был известным советским живописцем, а папа и мама занимаются живописью по сей день. Варя Терещенко — настоящий коренной житель поселка на Масловке. Она родилась в жилом доме № 3, и с самого детства начала заниматься живописью в мастерской своего дедушки Николая Ивановича Терещенко.

“Вопроса о том, кем я буду, когда я вырасту, у меня не стояло. Я всегда знала, что хочу быть художником. И дед был моим учителем во всех смыслах — наподобие мастера восточных единоборств. Мне было всего двенадцать, когда он ушел. С одной стороны, это большая трагедия для меня, что так быстро прервалось наше обучение, а с другой — это заставило меня резко повзрослеть и как человека, и как художника. Я осталась сама по себе в профессиональном плане и начала резко искать свой путь самостоятельно в довольно раннем возрасте”.

Варя начала учиться в Московском академическом художественном лицее, в котором училась вся ее семья. Классическое образование пришлось не по душе, и Варя переехала в Лондон, где отучилась в London School of Arts, а затем еще несколько лет в Академии изящных искусств во Флоренции. Там художница встретила свою наставницу, которая невольно определила главную тему творчества Вари — феминизм. “Большая часть моей практики посвящена так или иначе проблеме женщин, в основном насилию над женщинами. Моя дипломная работа в Италии была об этом. С тех пор я продолжаю работать в этом направлении. В 2018 году состоялась моя первая персональная выставка, на которой я показала документальную живопись, связанную с феминизмом, и тотальную инсталляцию”.

Сейчас мастерская Вари хранит в себе все эти работы, и из разных углов на нас смотрят полотна, на которых изображены боль, ужас, страдания. При этом Варя говорит, что ей существовать рядом с такими картинами абсолютно комфортно. В последнее время художница работает над нетипичными для себя темами. Если раньше, с самого детства, ее тянуло к политическим темам, темам социального неравенства, то теперь Варя перенастроила свой взгляд внутрь и исследует в живописи “части своей субличности”.

Следующим пунктом нашей экскурсии стала мастерская мамы Вари — художницы Алены Бабич-Островской (пространство она делит с мужем Николаем Терещенко). В этой мастерской хранится история — когда-то она принадлежала дедушке Вари, и многое здесь говорит об этом. В зоне с уютными креслами висит автопортрет Николая Ивановича и одна из его “программных” работ — “Как прекрасен этот мир”.

В другой части мастерской — работы сына, Николая Николаевича Терещенко. Одна из последних серий художника — “Таблички”. Особенность этих произведений в том, что все они выполнены на бытовых отходах: картонках, упаковках причудливых форм. На них Николай Николаевич изобразил целый фантастический мир с яркими животными.

Дом № 9

В доме № 9 по Верхней Масловке расположились мастерские скульпторов и живописцев. Мастерские скульпторов размещены на первом этаже и выходят на теневую сторону — таким образом изменения в естественном освещении не могут повлиять на работу. Высокие потолки и окна позволяют создавать масштабные скульптуры и транспортировать их из мастерских.

Одну из мастерских в доме № 9 занимают молодой скульптор Надя Лихогруд и ее собака Весна. Светлые стены, высокий потолок, огромные окна и два подвала для хранения глины — вот главные вводные для мастерской скульптора. По периметру помещения — системы хранения и полки, заставленные произведениями Нади.

“Сейчас я пока что больше всего занимаюсь керамикой, мне нравится увековечивать образы в этой стилистике. Моя первая серия посвящена детству 90-х и ностальгическим воспоминаниям о том времени, когда мы могли выйти во двор и радоваться простым играм с друзьями. Здесь же скульптуры из серий “Зимние забавы”, “Маскарад”. Все они выполнены в одном стиле — как будто снимки с полароида. Все работы слеплены вручную, без использования форм, — в такой небрежной манере мне хотелось придать им динамики и вдохнуть жизнь”.

В этой мастерской Надя обитает уже три года, а до этого она окончила Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. Знакомство с этим районом у Нади началось еще во времена студенчества. В институте одним из ее преподавателей был Гуго Матвеевич Манизер — сын прославленного советского скульптора Матвея Манизера, преподавателя ВХУТЕМАСа, автора скульптур на станции метро “Площадь Революции”.

“Гуго Матвеевич приглашал студентов в свою семейную мастерскую, которая располагалась в старинном особняке на улице 8 Марта. Мама Гуго Матвеевича тоже скульптор — она оформила станцию метро “Динамо” фарфоровыми рельефами с разными видами спорта. Когда я впервые приехала в мастерскую Манизеров, я вышла на станции метро “Динамо” и влюбилась в эти рельефы. А когда все сложилось с моей мастерской в городке художников на Масловке, я подумала, что это очень символично — работать в том же районе, где когда-то я так сильно впечатлилась работами великих”.

На вопрос о том, из чего складывается жизнь современного скульптора, Надя отвечает: “Я разделяю работу на заказ и творчество. На заказ я делаю очень разные вещи, чего только не было. Одна из последних работ — огромный рельеф богини для йога-студии “Ашрам”. Мне нравится работать совместно с архитекторами и создавать предметы под пространство, как, например, эту огромную руку, которую я сделала для бара. Что касается творчества, то пока я сосредоточилась на керамической скульптуре и развиваюсь в этом”.

За стенкой мастерской Нади располагается музей скульптора Александра Матвеева. Как говорит Надя, такое соседство каждый день придает ей сил и настраивает на рабочий лад.

Одна из главных особенностей именно этой мастерской — конструктивные изобретения, которые нам показывает Алена. Крутящиеся платформы и подвижные конструкции, которые позволяют переносить скульптуры с рабочего места к выходу из мастерской, работают до сих пор, и Алена активно ими пользуется. Мастерская Шеловых хранит в себе память о предыдущих обитателях, и от этого создается абсолютно магическое ощущение.

Последней остановкой в доме № 9 стала мастерская Алены Шеловой, дочери скульптора Вадима Шелова. Вадим Шелов работал в области станковой, монументальной, монументально-декоративной и медальерной пластики. Его авторству принадлежит множество мемориальных памятников как в Москве, так и в других городах России, а некоторые его работы находятся в коллекции Третьяковской галереи. Вадим активно участвовал в создании мемориальной мастерской — музея скульптора Александра Матвеева, а также добился постановки на учет как памятника архитектуры городка художников на Масловке.

Дом № 3

Дом под номером 3, который прилегает сейчас к дому № 1, был построен в 1949‒1954 годах. У них один архитектор — Владимир Кринский, автор проектов станции метро “Комсомольская” и соавтор здания Северного речного вокзала. Его фасады отличаются от рационалистского девятого дома. Кринский переработал здесь классическое наследие: в декоре используется лепнина, обработка рустом, пилястры рельефы с растительными мотивами и социалистической символикой, обрамляющие большие окна мастерских, рельефный фриз и венчающий карниз с кронштейнами. В этом доме нашей остановкой стала уникальная литографская мастерская “Лито”, об истории которой рассказала ее “хранительница” Екатерина Смирнова. Художник-график Екатерина Смирнова занимается печатной графикой больше 30 лет, она окончила Суриковский институт и теперь является преподавателем там же, в мастерской литографии.

В доме № 3 литографская мастерская появилась с момента постройки дома в качестве эксперимента, и тогда в ней работали знаменитые художники-графики. Мастерская никогда не была тиражной, но в ней всегда был хороший набор материалов, камней — сюда приходили творить, именно поэтому ее называли экспериментальной. В 1990-е мастерская закрылась и кочевала между разными арендаторами. В начале 2000-х Екатерина Смирнова решила возродить это дело и открыла мастерскую заново. Она самостоятельно сделала ремонт и переизобрела схему работы.

Екатерина дала возможность художникам-графикам и студентам работать в этой редкой технике, практиковаться в которой можно только здесь — в этой мастерской. Все материалы, необходимые для создания литографий, очень редкие и дорогие, а сам процесс кропотливый и требующий определенных навыков. Таким образом Екатерина буквально возрождает антикварные техники печати.

“В основном сюда приходят художники, которые умеют работать с материалом. Но есть и те, кто не умеет, но хотят научиться, а мы им в этом помогаем. У меня очень хорошая молодая команда — энтузиасты. Здесь не платят много денег, но зато ты имеешь право делать работы бесплатно на редких и дорогих материалах. Техперсонала здесь тоже нет, поэтому художники помогают студентам и наоборот”.

Екатерина также занимается организацией выставок и мастер-классов. Каждый декабрь в мастерской “Лито” проходит мероприятие “Новогодняя открытка”. В мастерскую приходят художники, чтобы бесплатно поработать и сделать маленькую новогоднюю открытку, а затем сотрудники накрывают стол и приглашают гостей, которые могут приобрести эти уникальные открытки в подарок для своих близких.

Городок художников на Масловке словно застыл во времени, и если вам хочется погрузиться в эту атмосферу, обязательно записывайтесь на экскурсию “Города & Люди” и отправляйтесь в путешествие во времени.

Фото: Натали Герц