Интервью с Алессандро Мендини

Легендарный дизайнер и архитектор Алессандро Мендини подробно рассказал Елене Немковой о том, что сейчас происходит в итальянском дизайне, и немного о себе.
Архитектор Алессандро Мендини рассуждает о современных тенденциях

Интервью Алессандро Мендини назначил в своем ателье, расположенном на окраине Милана. Огромная студия сплошь заставлена прототипами его работ, образцами материалов и столами с компьютерами, за которыми скрючились неизменные корейские стажеры.

Алессандро Мендини родился в 1931 году. По образованию архитектор, но больше известен как дизайнер. Один из основателей групп Archizoom и Superstudio. В 1989 году с братом Франческо открыл Atelier Mendini, которое занимается дизайном, архитектурой и консультациями по вопросам декора. Сотрудничает с компаниями Alessi, Cartier, Hermès, Philips, Zanotta.

GUIDO CLERICI; DOMUS, COURTESY EDITORIALE DOMUS S.P.A., ROZZANO, MILANO, ITALIA; CASABELLA; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

В первую очередь я прошу Мендини дать свою оценку прошедшего Миланского мебельного салона и сегодняшней ситуации в итальянском дизайне. Очаровательно и чуть стеснительно улыбнувшись, Мендини отвечает:

– Мне нравится, что во время iSaloni Милан на целую неделю превращается в эпицентр мировой творческой энергии и здесь возникает прекрасный хаос. А что касается итальянского дизайна, то, на мой взгляд, он стал каким-то поверхностным, связанным лишь с поиском новых материалов и технологий. В нем много логики и мало души. Я уверен, что в какой-то момент была допущена ошибка. Мы слишком легко сдались и приняли идею роскоши. И теперь для обновления дизайн должен пройти через что-то вроде моральной критики продукта. Знаю, что в моем возрасте браться за такое дело уже поздновато. Этим должны заняться вы, молодые.

Алессандро Мендини успел поработать в качестве главного редактора в журналах Casabella (1970–1976), Modo (1977–1980) и Domus (1980–1985). Из всех трех Modo был единственным журналом, организованным самим Мендини. В нем писали только о ­современном дизайне.

GUIDO CLERICI; DOMUS, COURTESY EDITORIALE DOMUS S.P.A., ROZZANO, MILANO, ITALIA; CASABELLA; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Тут Мендини разводит руками. Я делаю предположение, что, возможно, этот процесс должен быть сродни эстетическому шоку, который случился на волне наступления минимализма после “золотых” 1980-х. Мендини соглашается:

– Да, что-то такое же по силе, но связанное не с формой и стилем, а с сущностью. И главное – что-то более человечное, ведь теперь мир гораздо жестче, чем раньше.

Интерьер публичной библиотеки в Ловере (Ломбардия), 2009.

GUIDO CLERICI; DOMUS, COURTESY EDITORIALE DOMUS S.P.A., ROZZANO, MILANO, ITALIA; CASABELLA; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Сегодня многие архитекторы жалуются, что у них мало заказов, поэтому мне интересно, как обстоят дела у Мендини:

– Все всегда идет периодами. Сейчас я занимаюсь строительством двух частных домов и вдобавок курирую крупный проект Milan Design City в Сеуле. Там будет выставочный комплекс, музей дизайна, школа театра Ла Скала, консерватория. Вот такое неожиданное развитие Милана в другой части мира. И там верят, что итальянский дизайн – это сила. Только мы сами не верим.

Проект Триеннале, Инчхон (Корея), 2008.

GUIDO CLERICI; DOMUS, COURTESY EDITORIALE DOMUS S.P.A., ROZZANO, MILANO, ITALIA; CASABELLA; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Я расспрашиваю, почему интерьерных проектов в его практике было гораздо меньше, чем предметного дизайна?

– Действительно, интерьеров я проектировал не так уж много, но все равно считаю эту работу очень важной для себя. Любой интерьер состоит из комнат, а каждая комната – психологическое пространство, тесно связанное с человеком. Между ним и наполнением этого пространства должна обязательно возникать симпатия. К этому я стремился и тогда, когда оформлял отель Byblos Casa в Вероне. Там удалось создать абсолютно волшебную атмосферу, которую чувствуют даже те, кто приезжает всего на пару дней.

Номер отеля Byblos Art Hotel в Вероне, оформленный Алессандро Мендини, 2006.

GUIDO CLERICI; DOMUS, COURTESY EDITORIALE DOMUS S.P.A., ROZZANO, MILANO, ITALIA; CASABELLA; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Я прекрасно знаю интерьеры этого отеля. Большинство предметов там очень яркие и самодостаточные, как, впрочем, все вещи, созданные в студии Мендини. На мой взгляд, человек должен обладать изрядной смелостью, чтобы жить среди них.

– Да, но это мой путь. Это дизайн, который приближается к искусству. Я не претендую на то, чтобы все люди использовали мою мебель. Если кто-то покупает мое творение, значит, оно ему нравится, и он принимает его как главного героя в интерьере. Ничего не поделаешь, мои предметы – это поэзия, скульптура и совсем мало функциональности.

Готовый интерьер и предварительный эскиз отеля Villa Le Scalette, Виченца, 2005.

GUIDO CLERICI; DOMUS, COURTESY EDITORIALE DOMUS S.P.A., ROZZANO, MILANO, ITALIA; CASABELLA; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Но знаменитые штопоры Alessandro M. и Anna G. я бы в этот ряд не поставила – открывать ими вино очень удобно.

– А я ими никогда не пользуюсь, – парирует Мендини.

Штопоры Anna G. и Alessandro M., раскрашенные под супергероев и выпущенные лимитированной серией, Alessi, 2004.

GUIDO CLERICI; DOMUS, COURTESY EDITORIALE DOMUS S.P.A., ROZZANO, MILANO, ITALIA; CASABELLA; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Я рассказываю Мендини о том, что недавно в Милане открылась галерея Plus Design, в которой выставлены работы как художников, так и дизайнеров, и спрашиваю его мнение о связи искусства и дизайна.

– Думаю, что, когда художник берется за проектирование, в результате получается катастрофа. Это доказывает и опыт студии Memphis, объединявшей известных художников. Мебель, сделанная художником, всегда эксцентрична.

Керамическое кресло Proust высотой 40 см, Superego, 2009.

GUIDO CLERICI; DOMUS, COURTESY EDITORIALE DOMUS S.P.A., ROZZANO, MILANO, ITALIA; CASABELLA; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

От искусства Мендини взял довольно много. Пример тому диван Kandissi или кресло Proust. Такие цвета возможны только на палитре художника, а не в блокноте дизайнера.

– Да, мои ориентиры не дизайн, а живопись, – следует ответ. – Дебер, Кандинский или чехословацкий кубизм. Я родом из современной живописи.

Комод Cetonia, дерево, роспись, лак, Zanotta, 1984.

GUIDO CLERICI; DOMUS, COURTESY EDITORIALE DOMUS S.P.A., ROZZANO, MILANO, ITALIA; CASABELLA; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

И на мой вопрос, почему же он все-таки выбрал дизайн, Мендини какое-то время молчит, поглаживает стол и наконец отвечает:

– Художником я успею побыть в следующей жизни.

Зеркало Rossetti, Byblos Casa, 2008.

GUIDO CLERICI; DOMUS, COURTESY EDITORIALE DOMUS S.P.A., ROZZANO, MILANO, ITALIA; CASABELLA; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Беседовала Елена Немкова

Фото: GUIDO CLERICI; DOMUS, COURTESY EDITORIALE DOMUS S.P.A., ROZZANO, MILANO, ITALIA; CASABELLA; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ