intervyu-s-arikom-levi
Архитектура

Интервью с Ариком Леви

Израильтянин Арик Леви прославился сложными арт-объектами. Евгения Микулина выяснила, что он и сам не прост.


, обновлено 20 Сентября 2018
AD Magazine

Израильтянин Арик Леви прославился сложными арт-объектами. Евгения Микулина выяснила, что он и сам не прост.

Интервью с Ариком Леви - фото 1
Арик Леви

Интервью с Ариком Леви я ожидала с настороженностью. Разносторонне одаренный израильтянин делал в жизни самые разные вещи – от скульптур до видеоарта, но все они имеют отношение к тому, что называется современным искусством.

Интервью с Ариком Леви - фото 2
Постоянная тема Леви — Rock Growth (“Рост камней”). Один вариант скульптуры он сделал в 2010 году для частной коллекции

А я не люблю современное искусство и подсознательно полагаю всех, кто им занимается, шарлатанами. Причем шарлатанами напыщенными и велеречивыми, надувающими словесные пузыри вокруг своих “произведений” для того, чтобы придать им значительности и накрутить цену. Я боялась, что Леви окажется таким же.

Интервью с Ариком Леви - фото 3
Арик Леви

Да, боялась, потому что его скульптура и арт-объекты и в самом деле неимоверно красивы, и мне не хотелось думать, что их создает болтун. Но встречу нашу организовала компания Bisazza, которую я нежно люблю, и я решила подойти к вопросу непредвзято и поехала в Виченцу – неподалеку от этого городка располагается бывшая фабрика Bisazza, на которой марка открыла некоторое время назад Музей современного искусства. Там представлены арт-объекты, созданные работающими на марку дизайнерами – Мендини, Вандерсом, Айоном.

Интервью с Ариком Леви - фото 4
Рендер стеллажа Ass, части инсталляции Dick, Pussy and Ass, которую Леви показал в 2009-м в Galerie Slott в Париже.

Поводом для интервью стало появление в коллекции Fondazione Bisazza произведения Леви – инсталляции Rock Chamber. Черная штуковина, похожая на огромный кусок угля с отверстием, ведущим в обтянутую тканью уютную “пещеру”, – первый арт-объект, который создал “независимый” дизайнер: Леви не делал для Bisazza коллекций, он создал для них именно произведение искусства. И даже чуть-чуть перестроил здание, чтобы его инсталляция туда влезла.

Интервью с Ариком Леви - фото 5
Инсталляция Rock Chamber в интерьере музея Fondazione Bisazza, 2012 год, компьютерная модель.

Арик Леви меня приятно удивил. Вместо надутого жулика я увидела харизматичного красавца, который говорит о своей работе скромно и как бы между делом, а вот о нормальной человеческой жизни – с огнем в глазах и страстью в сердце. Пытаясь противостоять напору его обаяния, я задавала ему каверзные вопросы. Например, о самой большой карьерной неудаче.

Интервью с Ариком Леви - фото 6
Инсталляция Crater, сталь

– Я израильтянин и с детства умею превращать трудности в удовольствия и разочарования – в развлечения. Есть разница – быть евреем или израильтянином: в последнем случае жизнь заставила тебя пройти армию и парочку войн. Чтобы выжить, учишься быть изобретательным и оптимистичным.

Интервью с Ариком Леви - фото 7
Скульптура для музея Swarovski

Неудача – просто повод научиться чему-то. Другое дело, если ты не преуспел в художественном плане, не смог донести свою мысль. Вот это разочаровывает. Я искренне считаю, что материал – мрамор к примеру – говорит со мной. Я слушаю, что он говорит, пытаюсь пересказать. Искусство – меч Экскалибур, воткнутый в камень. А я король Артур: только я могу извлечь его оттуда.

Интервью с Ариком Леви - фото 8
Проект светильника Multishake, 2011 год

Нескромно, но весьма обаятельно и убедительно. Я пытаюсь конкретизировать рассуждения “короля” и спрашиваю, кто он всё-таки в первую очередь: дизайнер, скульптор, видеорежиссер? Леви улыбается:

– Я – это я. Когда готовлю завтрак, я повар. Когда занимаюсь скульптурой – художник. Эти слова мало что значат, они не определяют личность, только твое занятие в данный момент. Хотя надо заметить, что разные роды деятельности я четко “развожу”: проектируя стул, я проектирую СТУЛ, а не “скульптуру-в‑форме-стула”.

Интервью с Ариком Леви - фото 9
Туалетный столик SkinLouisXV, 2011 год

Кстати, к вопросу о разочарованиях – в дизайне их больше. В искусстве ты сам себе хозяин, а там есть производители, заказчики – много этапов, на которых может возникнуть непонимание. Мир то вокруг не из интерьеров или стульев состоит, он состоит из людей. Без человеческого общения ничего не будет.

Интервью с Ариком Леви - фото 10
Вазы Tubes, Bitossi, 2007 год.

Он всё время говорит о людях, общении, о значении быта, обычной жизни. И при этом занимается искусством – делом вопиюще бесполезным.

Интервью с Ариком Леви - фото 11
Cветильник Fontana из ограниченной серии Well of Life

Я говорю об этом – и задеваю за живое. Леви смотрит на меня с возмущением:

– Как это так – искусство бесполезно? Разве красота бесполезна? Удовольствие? Боль? Искусство полезно для меня. Я им занимаюсь не для вас – для себя. Если мои работы насыщены энергией, люди почувствуют ее. Искусство много веков считается величайшей ценностью человечества и хранится в бесчисленных музеях потому, что содержит в себе эмоции художников и передает их зрителям.

Интервью с Ариком Леви - фото 12
Кольцо из ювелирной коллекции Nature to Wear, 2010 год

Моя дочка приносит рисунок и говорит: “Папа, я дерево нарисовала, хочу тебе подарить”. Между нами – то еще дерево, но это так искренне, в этом столько веселья и свободы. Ради отзвука той свободы, которой дышит художник, людям и нужно искусство.

Интервью с Ариком Леви - фото 13
Инсталляция Rock Evolution, Сан-Франциско, 2012 год. Тема “живых” кристаллов — ключевая для Леви.

Я слушаю его, киваю (он и правда меня убедил, хитрец!) и в очередной раз думаю о том, что искусство не бывает современным или старинным. Только настоящим – или нет. То, которое делает Арик Леви, – настоящее.

Интервью с Ариком Леви - фото 14
Одна из самых масштабных работ Леви — скульптура RockFusionGiant, 2011 год

Текст: Евгения Микулина

Читайте также