intervyu-s-ma-yansunom
Архитектура

Интервью с Ма Яньсуном

Китайский архитектор Ма Яньсун хочет вернуть людей в природу. И знает, как это сделать. Рассказывает Анастасия Ромашкевич.


, обновлено 20 Сентября 2018
AD Magazine

Молодой человек в неформальной курточке и джинсах рассказывает мне о будущем, стоя посреди двора миланского палаццо Сербеллони – неоклассицистского дворца конца XVIII века. Забудьте всё, что вы знали об архитектуре. В мире, который строит мой собеседник, действуют другие законы.

Интервью с Ма Яньсуном - фото 1
Ма Яньсун

Мало того что тридцатисемилетний Яньсун из бюро MAD итак неприлично молод для успешного архитектора, он не тянет даже на этот возраст. Говорит тихо и постоянно смотрит куда-то в сторону, словно стесняется, – типичный студент-ботаник. “Должна ли форма следовать за функцией? – повторяет он мой вопрос, словно зачитывает экзаменационный билет. – Этот спор можно вести вечно. Пора мыслить другими категориями: архитектура – это не форма и не функция, а опыт и эмоции. И тогда не важно, стар ты или молод и сколько лет практики у тебя за спиной. Главное – идея, вокруг которой можно собрать людей. Когда мы спроектировали свой первый небоскреб, лучшие инженеры страны боролись за право работать с нами”.

Интервью с Ма Яньсуном - фото 2
Absolute Towers в канадском городе Миссиссота

В Милан архитектор приехал ради нового телефона Vertu Constellation – перед нами черными иглами топорщится павильон, спроектированный им для презентации. “Это объект, прилетевший из космоса и врезавшийся в землю на всей скорости. Я хотел показать момент столкновения, энергию взрыва – передать чувства, которые должна вызывать эта модель”, – объясняет свой замысел Яньсун, чье явление на мировой архитектурной сцене произвело похожий эффект.

Интервью с Ма Яньсуном - фото 3
Инсталляция, которую Ма Яньсун сделал в 2011 го­­ду для презентации телефона Vertu Constellation в ­Милане

Случилось это в канун пекинской Олимпиады, когда в Китай потянулись большие западные архитекторы. Яньсун в той гонке сооружений не участвовал, но интерес к нему как выходцу из страны, ставшей главной мировой стройплощадкой, был обеспечен: выиграв в 2006 году конкурс на строительство жилых высоток Absolute Towers в канадской Миссиссоге, он стал “первым известным на Западе китайским архитектором”. А заодно и самой молодой архитектурной знаменитостью.

Интервью с Ма Яньсуном - фото 4
Частный дом в пекинском пригороде Гонлуо, 2006 год.

Сейчас постройка башен близка к концу, и канадцы уже окрестили их “Мэрилин Монро” – очертания небоскребов напоминают женскую фигуру. Сам Яньсун утверждает, что сексуальный подтекст в проект не закладывал: “Просто я считаю, что небоскреб не должен выглядеть как прямоугольная коробка”.

Интервью с Ма Яньсуном - фото 5
Поднос The Floating Earth Ма Яньсун сделал в 2011 году в рамках инициированного маркой Alessi проекта ­ (Un)forbidden City.

Впрочем, Absolute Towers – это еще самый “нормальный” проект Яньсуна и его коллег по бюро MAD. В 2008 году они разработали трехсотметровую башню Urban Forest с садами на широких террасах. Казалось, что это идея за гранью фантастики – как и проект обновления китайской столицы “Пекин 2050”, предполагавший создание парка на месте площади Тяньанмэнь. “Нас спрашивали, не сошли ли мы с ума. Некоторые СМИ даже боялись это печатать”, – вспоминает Яньсун реакцию соотечественников.

Интервью с Ма Яньсуном - фото 6
Выставочный проект “Пекин 2050”. MAD предложили возвести над деловым кварталом футуристическую конструкцию, внутри которой разместятся концертные залы, библиотеки и т.п., а сверху разбить парк. Проект также предполагает превращение площади Тяньанмэнь в парк.

Архитектор вырос в доме бабушки в традиционном пекинском квартале-хутоне, имевшем мало общего с городом будущего. “Я мечтал снимать фильмы, – говорит он. – Возможно, вернусь еще к этой идее. Так что мне не важно, будут построены мои дома или нет, я всегда смогу показать их в кино”.

Интервью с Ма Яньсуном - фото 7
Часть проекта “Пекин 2050”. Архитектор предлагает дополнить традиционные постройки в хутонах футуристическими пузырями с сантехническими удобствами внутри.

Но в том-то и дело, что застройщиков, желающих воплощать визионерские проекты Яньсуна, достаточно. “Пекин 2050” и Urban Forest пока остаются на бумаге, но у MAD строится около десяти других зданий, не менее удивительных и таких же зеленых. Главная идея MAD в том, чтобы люди вернулись в естественную среду обитания, не покидая при этом своих городов.

Интервью с Ма Яньсуном - фото 8
Жилой комплекс Fake Hills в китайском Бэйхае спроектирован в 2009 году, сейчас на продвинутом этапе стройки. Длина этого “холма” восемьсот метров, вдоль гребня рас­полагаются зеле­ные террасы.

“Архитектура будущего должна стать гуманней и ближе к природе”, – говорит Яньсун, вторя всем экологически сознательным архитекторам. И тут же начинает с ними полемику по существу. Энергосберегающие технологии, на которых помешан современный мир, с его точки зрения, не просто не нужны, они откровенно вредны.

Интервью с Ма Яньсуном - фото 9
Музей в Ордосе, 2005.

“Чем больше вы говорите о технологиях, тем дальше уходите от природы, – считает Яньсун. – Технологии устаревают, в этом их суть. Сегодня вы ставите на здание солнечные батареи, но через десять лет они превратятся в мусор, который придется утилизировать. Моя идея в другом, я хочу интегрировать природу в город”.

Интервью с Ма Яньсуном - фото 10
Музей в Ордосе, 2005.

В идеальном мире Яньсуна архитектор должен “не обслуживать девелоперов, а реагировать на нужды общества”. А государство будет закреплять эти передовые идеи в виде законов. “В традиционном горизонтальном городе есть нормы, предполагающие, что там помимо зданий и улиц должны быть скверы и парки. Но современный город строится по вертикали, поэтому нам нужны новые правила – чтобы внутри каждого сооружения были зеленые общественные зоны”.

Интервью с Ма Яньсуном - фото 11

И какой бы безумной вам ни казалась наша жизнь, Яньсун уверен, что мы движемся в правильном направлении: “Архитектура существует для того, чтобы решать проблемы общества. И тут обязательно надо быть оптимистом”.

Интервью с Ма Яньсуном - фото 12
Проект конференц-центра в Тайчжуне, 2009. Третий по величине город Тайваня нуждается в знаковом сооружении — MAD предлагает возвести здание, которое вторит мест­ному ландшафту и напоминает горный массив с водопадами и озерами.

Я спрашиваю, не стоит ли в таком случае вообще поручить управление миром таким, как он, архитекторам-визионерам. В ответ Яньсун тихо улыбается и снова отводит глаза: похоже, такой сценарий его устраивает.

Интервью с Ма Яньсуном - фото 13
Музей в Ордосе, 2005.
Читайте также