Интервью с Микеле де Лукки

В преддверии выставки "АРХ МОСКВА - 2013", где Микеле де Лукки прочитает лекцию по приглашению AD, мы публикуем интервью с этим эксцентричным итальянским архитектором.
Интервью с Микеле де Лукки

В преддверии выставки "АРХ МОСКВА - 2013", где Микеле де Лукки прочитает лекцию по приглашению AD, мы публикуем интервью с этим эксцентричным итальянским архитектором.

Микеле де Лукки

Guido Clerci

Микеле де Лукки родился в 1951 году в итальянском городе Феррара. Получил диплом архитектора во Флоренции в годы радикальных строительных экспериментов. Участвовал в известнейших творческих группах Cavart и Memphis. Автор ламп, мебели и объектов дизайна для ведущих итальянских компаний, таких как Kartell, Artemide и Arflex, а также создатель индустриальных интерьеров и теоретик эволюции офисной среды.

Ваза Artemisia, сделанная в 1999 году под маркой Produzione Privata совместно с Альберто Назоном.

Guido Clerci

В Милане – городе белых воротничков, искусственного загара и глянца – длинная лохматая борода кажется нонсенсом. Но ее обладатель, архитектор Микеле де Лукки, не заботится ни о моде, ни о том, как его воспринимают окружающие. В 2007 году на Миланском мебельном салоне де Лукки представил коллекцию под названием Selvaggiamente (“по-дикарски”), которая была создана в его собственной студии Produzione Privata. Небольшая команда под руководством де Лукки занимается “чистым” дизайном, стараясь не зависеть от заказчиков и прочих условий, продиктованных массовым производством.

Стул, Produzione Privata, 1993 год. Совместная разработка с Марио Росси Сколой и Элизой Гарган.

Guido Clerci

– Produzione Privata – мой личный полигон дизайна, где я могу экспериментировать вместе с плотниками, мраморщиками, стеклодувами и кузнецами, используя традиционные и порой уже позабытые техники, – говорит де Лукки. – Ручная работа всегда оставляет место для ошибки, а индустриальное производство не прощает даже погрешностей. Они слишком дорого стоят. Я же хочу, чтобы предмет удовлетворял именно меня, а не гипотетического заказчика. Для Produzione Privata я – клиент номер один!

Некоторые свои объекты де Лукки делает из подручного материала. Ваза Petali собрана из обычных тарелок, Produzione Privata, 1997.

Guido Clerci

В де Лукки живет революционный дух группы “Мемфис”, одним из основателей которой он был. Как бы хорошо он ни понимал нынешние потребности огромного коммерческого предприятия под названием “итальянский дизайн”, в его речах слышны отзвуки той переломной эпохи – он остается ее сыном. Именно это позволяет ему работать над созданием фирменного стиля для Центрального банка Германии, почты Италии, банка Intesa, электростанции для крупнейшей итальянской энергетической компании Enel и одновременно свободно творить в Produzione Privata.

Здание электростанции Enel Produzione в Равенне, над реконструкцией которого архитектор работал в 2000–2005 ­годах.

Guido Clerci

Де Лукки обитает в двух пространствах. Первое – это огромная мастерская в центре Милана, стены которой завешаны проектами в различных стадиях разработки, копиями наскальных рисунков (неисчерпаемый источник вдохновения), а все поверхности завалены эскизами, карандашными набросками и салфетками с прошлого обеда с ценными почеркушками. Второе – большое поместье на берегу озера Маджоре, где он живет с женой, четырьмя детьми, собаками и лошадьми.

Светильник Ulivo разработан вместе с Альберто Назоном в 2006 году, Produzione Privata.

Guido Clerci

– По соседству с домом был старый курятник, я там устроил себе “думную”. Иногда я действительно там просто думаю, но чаще всего предаюсь новой страсти – работе с бензопилой. Однажды, точа ножиком карандаш, я вдруг понял, что мне ужасно нравится резать по дереву. Я, правда, поменял ножик на грубую и визжащую бензопилу. Но я не отказываюсь от попыток сделать с ее помощью тонкие вещи. Благодаря новому увлечению де Лукки родилась серия скульптурных домов из цельного дерева, которые он расставил в поместье.

Cветильник Festa со стеклянным абажуром, Produzione Privata, 2006 год. Pазработан совместно с Альберто Назоном.

Guido Clerci

– Это одновременно и скульптура, и архитектура. Поле чистого эксперимента. Здесь нет конкретных решений, которые можно сразу воплотить в жизнь. Мой брат-близнец занимается молекулярной химией и совершенно не переживает, нужны ли кому-то его опыты с элементарными частицами. Фундаментальные исследования всегда полезны, независимо от того, есть ли им практическое применение.

Другой материал, который де Лукки любит не меньше дерева, – металлические листы. Необработанные – без шлифовки, покраски, антикоррозийного покрытия. При помощи лазера де Лукки вырезает из них сложные формы – животных, цветы и листья.

Розовое дерево из коллекции The Garden, металл, лазерная резка, Produzione Privata. ­Соавторы — Альберто Назон и Сильвия Суарди.

Guido Clerci

– Для меня главное в этих предметах – способность стареть, ржаветь, покрываться патиной. В них нет фальшивого лоска, который сейчас повсюду. Роскошь – ведь это не дорогие материалы и излишества декора, а возможность иметь много свободного времени и пространства. Остальное – фальшивка.

Здание хосписа Villa Sclopis в итальянском городе Иврея было реконструировано де Лукки в 2000 году.

Guido Clerci

Микеле де Лукки фальшивок не делает. Его лампа Tolomeo, выпущенная компанией Аrtemide, существует уже в двенадцати версиях (настольная, напольная, подвесная и т. д.). Но ее двадцатилетняя эволюция еще не закончена.

– Я просто хотел сделать светильник, который будет удобен мне самому. А получился предмет, который живет в любом интерьере – в офисе, в доме, на кухне и в спальне.

Светильник Tolomeo сделан в 1999 году совместно с Джанкарло Фассиной для Artemide.

Guido Clerci

Надо отметить, что, несмотря на всю свою тягу к естественности, де Лукки открыто признается в любви к промышленности и высоким технологиям – он ценит возможности, которые они дают.

– Я, если честно, страстно люблю индустрию. Она предоставила нам такую свободу выбора, о которой мы не могли мечтать ни пятьдесят, ни даже пять лет назад. Она дала возможность создавать для самих себя идеальное жизненное пространство. Промышленность – это единственный на сегодняшний день способ нести в массы новые идеи. Я хотел бы очутиться в 2100 году, посмотреть, как там у них все устроено. Но с условием, что в том мире не будет войн и загрязнения окружающей среды. А главное – стандартизации. От нее все зло, она делает мир банальным.

Эскиз гостиницы “Медея” в Батуми, Грузия, 2006 год. Этому проекту была посвящена выставка “Башни Аджарии”, которая прошла в апреле 2007 года в Милане.

Guido Clerci

Чтобы бороться с банальностью, де Лукки идет каждое утро в свою мастерскую-курятник и берет в руки бензопилу, пытаясь разбудить в себе первобытного человека, который никогда не производил на свет вещи лишь для того, чтобы быть “как все”. Возможно, поэтому самым важным своим творением де Лукки считает рождественские вазы, сделанные для друзей и коллег.

– Двести шестьдесят штук каждый год. Их нельзя купить ни за какие деньги, только получить в подарок. Разве это не идеальный пример чистого дизайна без погони за прибылью?

рождественские вазы, 2000, 2001, 2002 и 2004 годов. Де Лукки работает над этой серией с 2000 года. Вазы выпускаются ограниченной серией и идут на подарки друзьям архитектора.

Guido Clerci

рождественские вазы, 2000, 2001, 2002 и 2004 годов. Де Лукки работает над этой серией с 2000 года. Вазы выпускаются ограниченной серией и идут на подарки друзьям архитектора.

Guido Clerci

рождественские вазы, 2000, 2001, 2002 и 2004 годов. Де Лукки работает над этой серией с 2000 года. Вазы выпускаются ограниченной серией и идут на подарки друзьям архитектора.

Guido Clerci

рождественские вазы, 2000, 2001, 2002 и 2004 годов. Де Лукки работает над этой серией с 2000 года. Вазы выпускаются ограниченной серией и идут на подарки друзьям архитектора.

Guido Clerci

Микеле де Лукки посетит Москву по приглашению AD и прочитает лекцию в рамках выставки «АРХ МОСКВА – 2013» 25 Мая в 11.00, ЦДХ, Крымский вал, 10.

Текст: Елена Немкова

Фото: Guido Clerci