Интервью с Питером Марино

Американский архитектор Питер Марино – персонаж эпатажный: одевается в черную кожу, работал с Уорхолом, строит для модных марок и по частным заказам. Интересно, что же у такого яркого человека творится в душе? Выясняет Анастасия Углик.
Интервью с Питером Марино

Американский архитектор Питер Марино — персонаж эпатажный: одевается в черную кожу, работал с Уорхолом, строит для модных марок и по частным заказам. Интересно, что же у такого яркого человека творится в душе? Выясняет Анастасия Углик.

6431

Меньше всего Питер Марино похож на архитектора, чье имя накрепко связано с такими монстрами роскоши, как Dior или Chanel.

– Когда мне исполнилось пятьдесят, я занялся бодибилдингом и купил себе мотоцикл. С тех пор я прекрасно себя чувствую.

Бутик Ermenegildo Zegna (2006) на виа Монтенаполеоне в Милане. Директор по развитию Анна Зенья уверяет, что Питеру Марино удалось выразить в нем всю вековую историю марки.

MANOLO YLLERA; PAUL WARCHOL; MARTIN MULLER, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; VINCENT KNAPP, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; MATTEO PIAZZA; ANDREA BRIZZI; MARIKO REED FOR FENDI; JIMMY COHRSSEN, АРХИВ ПРЕСС-службы

Точную дату этого духовного преображения выяснить непросто, потому что год своего рождения Марино предпочитает не афишировать. Зато с удовольствием говорит о своем первом клиенте Энди Уорхоле, для которого оформлял таунхаус на Восточной 66-й улице в начале 1970-х.

– Сила Уорхола в том, что он оперировал культурными архетипами и именно поэтому оказался самым влиятельным художником XX века. Что-то подобное я пытаюсь делать в своих работах для больших брендов: собираю ассоциации и перевожу на язык дизайна.

Сам Уорхол записал в дневнике: “Я как-то напомнил Питеру, кому он обязан своей карьерой и о том, что он пришел ко мне в кроссовках и коротковатых штанишках, а вышел серьезным архитектором. На что в ответ получил: “Может быть, зато теперь я хожу в костюмах от Armani, и это уже явно не твоя заслуга”.

Коко Шанель говорила: “Мода — это та же архитектура. Все дело в пропорциях”. На счету Марино уже семь магазинов Chanel по всему миру, в которых он следует заветам великой мадемуазель. На фотографии — флагманский парижский бутик (2003), интерьер которого представляет собой вариации на тему знаменитой квартиры Коко Шанель на улице Камбон.

MANOLO YLLERA; PAUL WARCHOL; MARTIN MULLER, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; VINCENT KNAPP, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; MATTEO PIAZZA; ANDREA BRIZZI; MARIKO REED FOR FENDI; JIMMY COHRSSEN, АРХИВ ПРЕСС-службы

Несмотря на нескрываемый эпатаж, утверждение это полностью соответствует действительности. Свою репутацию Марино заработал, когда в 1984 году во время оформления магазина Barneys New York сформулировал новый принцип: архитектура бутиков и головных офисов должна быть идеальным воплощением стиля модного Дома.

– Потом уже Рем Колхас начал работать для Prada, а Казуйё Седзима для Dior, но я был первопроходцем.

“Восточная галерея” по проекту Питера Марино в Музее фарфора Государственных художественных собраний Дрездена с королевской коллекцией фарфора (2006).

MANOLO YLLERA; PAUL WARCHOL; MARTIN MULLER, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; VINCENT KNAPP, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; MATTEO PIAZZA; ANDREA BRIZZI; MARIKO REED FOR FENDI; JIMMY COHRSSEN, АРХИВ ПРЕСС-службы

Марино вкладывает в понятие “роскошь” очень конкретный смысл.

– Я создаю пространства обитания – бутики, дома и клубы – для крайне ограниченного, избранного круга людей. Для тех, чьи имена находятся в самом верху списка Forbes. Мои клиенты прекрасно образованны, много путешествуют и все уже видели. Поэтому на меня работает огромный штат сотрудников, которые охотятся за новыми идеями и технологиями. Можно сказать, мы знаем, из чего делается роскошь.

Офис компании — производителя медицинского оборудования Datascope в Нью-Джерси (2004).

MANOLO YLLERA; PAUL WARCHOL; MARTIN MULLER, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; VINCENT KNAPP, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; MATTEO PIAZZA; ANDREA BRIZZI; MARIKO REED FOR FENDI; JIMMY COHRSSEN, АРХИВ ПРЕСС-службы

А исходное сырье бывает самое разное. Иногда это 24-каратное листовое золото которым покрыт потолок бутика Barneys на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке, а иногда семьсот тысяч светодиодов, превращающих токийский офис Chanel в огромный телевизионный экран.

– Вообще-то сначала я просто нарисовал на фасаде фирменную черно-белую клетку Chanel. Идея демонстрировать на ней модные дефиле родилась позже.

Бутик Chanel в Гинзе, Токио. Марино превратил весь фасад десятиэтажного здания в гигантский экран, на котором в темное время суток демонстрируются показы одежды Chanel.

MANOLO YLLERA; PAUL WARCHOL; MARTIN MULLER, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; VINCENT KNAPP, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; MATTEO PIAZZA; ANDREA BRIZZI; MARIKO REED FOR FENDI; JIMMY COHRSSEN, АРХИВ ПРЕСС-службы

Несмотря на то что стиль Марино смело можно назвать новой эклектикой (“Я всегда выбираю то, что работает, а не то, чего от меня ждут!”), его собственные архитектурные вкусы вполне академичны.

– Я обожаю строгую простоту Seagram Building Мис ван дер Роэ, функциональность музея Херцога и де Мерона и Музея искусств в Милуоки Сантьяго Калатравы. В здании главное – скелет, без него любая декорация, как бы хороша она ни была, теряет всякий смысл. В университете я писал диплом по архитектуре итальянского барокко – тогда мастера точно знали, как за деревьями не потерять леса.

Магазин Fendi в Беверли-Хиллз, 2007. Деревянная волна на фасаде перекочевала сюда из флагманского бутика марки в Риме.

MANOLO YLLERA; PAUL WARCHOL; MARTIN MULLER, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; VINCENT KNAPP, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; MATTEO PIAZZA; ANDREA BRIZZI; MARIKO REED FOR FENDI; JIMMY COHRSSEN, АРХИВ ПРЕСС-службы

Именно эту конструктивную составляющую отмечают критики в интерьерных проектах Марино.

– Мне часто говорили, что я могу оформить даже самый большой дом так, чтобы сохранилось ощущение целого. Но на самом деле я не люблю вторгаться в чужие пространства. Гораздо больше привлекают меня ситуации, в которых все необходимо сделать от начала и до конца. Я не из тех, кто мыслит только крупными формами, оставляя декораторам разбираться с деталями.

Бутик Chanel в Беверли-Хиллз (2007), построенный в форме коробки от духов Chanel № 5.

MANOLO YLLERA; PAUL WARCHOL; MARTIN MULLER, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; VINCENT KNAPP, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; MATTEO PIAZZA; ANDREA BRIZZI; MARIKO REED FOR FENDI; JIMMY COHRSSEN, АРХИВ ПРЕСС-службы

Хотя сейчас Марино и строит по всему миру – от Марокко до Гонконга, – он остается настоящим нью-йоркским жителем.

– Этот город выдуман специально для меня – одни сплошные контрасты. Здесь, будь ты хоть мультимиллионером, все равно можешь чуть ли не половину своей бесценной жизни провести в ожидании человека, который освободит тебя из застрявшего на шестьдесят третьем этаже лифта.

Яхт-клуб Costa Smeralda на Сардинии — самый масштабный построенный проект Питера Марино (2004). Он не только строил главное здание, но и разрабатывал генеральный план всей территории.

MANOLO YLLERA; PAUL WARCHOL; MARTIN MULLER, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; VINCENT KNAPP, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; MATTEO PIAZZA; ANDREA BRIZZI; MARIKO REED FOR FENDI; JIMMY COHRSSEN, АРХИВ ПРЕСС-службы

Ни один из проектов Марино не похож на предыдущий. Кто-то может назвать это отсутствием собственного видения, кто-то постоянным поиском.

– Все мы видели проекты, которые несут на себе явный след личной “манеры” архитектора. Но на самом деле это просто означает, что они однажды изобрели удачный ход и используют его бесконечно. Мне же это попросту скучно. Я хочу, чтобы люди удивлялись всякий раз, узнавая, что и это тоже сделал Питер Марино.

Частная загородная резиденция (1981) — результат увлечения архитектурой Мис ван дер Роэ.

MANOLO YLLERA; PAUL WARCHOL; MARTIN MULLER, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; VINCENT KNAPP, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; MATTEO PIAZZA; ANDREA BRIZZI; MARIKO REED FOR FENDI; JIMMY COHRSSEN, АРХИВ ПРЕСС-службы

Интерьер таунхауса в Верхнем Ист-Сайде, оформленный Питером Марино в 2006 году.

MANOLO YLLERA; PAUL WARCHOL; MARTIN MULLER, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; VINCENT KNAPP, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; MATTEO PIAZZA; ANDREA BRIZZI; MARIKO REED FOR FENDI; JIMMY COHRSSEN, АРХИВ ПРЕСС-службы

Бутик Dior в Париже, 2007.

MANOLO YLLERA; PAUL WARCHOL; MARTIN MULLER, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; VINCENT KNAPP, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; MATTEO PIAZZA; ANDREA BRIZZI; MARIKO REED FOR FENDI; JIMMY COHRSSEN, АРХИВ ПРЕСС-службы

Беседовала Анастасия Углик

Фото: MANOLO YLLERA; PAUL WARCHOL; MARTIN MULLER, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; VINCENT KNAPP, COURTESY OF PETER MARINO ARCHITECT; MATTEO PIAZZA; ANDREA BRIZZI; MARIKO REED FOR FENDI; JIMMY COHRSSEN, АРХИВ ПРЕСС-службы