intervyu-s-rodolfo-dordoni
Архитектура

Интервью с Родольфо Дордони

Накануне Миланского мебельного салона итальянский архитектор Родольфо Дордони рассказал Елене Немковой, что ­общего между дизайном и едой.

, обновлено 20 Сентября 2018
AD Magazine

Имя Родольфо Дордони известно всем, кто хоть немного интересуется дизайном. Это мэтр, безусловная звезда, один из основателей того, что называют “итальянским стилем”.

Родольфо сотрудничал со всеми известными итальянскими компаниями: Minotti, Cassina, Cappellini, Poltrona Frau, Kartell, Flos, Flou, Moroso, Molteni & C, Artemide, FontanaArte, Foscarini, Venini – и это еще не полный список. Однако попробуйте вспомнить какую-нибудь его вещь. Скорее всего, не получится. Дордони не делает экстравагантных предметов, которые вызывают восторг на выставках, а потом пылятся в магазинах, не понятые покупателями.

Интервью с Родольфо Дордони - фото 1
Диван Cuba, Cappellini, 1986.

Он не заигрывает с классикой, столь популярной в Италии, но и не стремится обогнать свое время. Его кредо – спокойные практичные вещи, которые никогда не выйдут из моды, потому что никогда не были остромодными. И, судя по количеству клиентов и популярности его коллекций, это очень правильная политика.

Интервью с Родольфо Дордони - фото 2
Бюро Dordoni Architetti регулярно оформляет интерьеры яхт компании San Lorenzo. Доминирующий стиль — сдержанная комфортабельная роскошь.

То же самое можно сказать и о его архитектурной практике. Проекты Dordoni Architetti не вызывают бурной реакции, но все они неизменно комфортны и безупречны с точки зрения вкуса. В архиве бюро много частных и общественных интерьеров, гостиниц, ресторанов, торговых комплексов, среди которых, например, российские магазины ЦУМ и ДЛТ. Родольфо Дордони очень занят и неохотно тратит время на интервью, но для AD сделал исключение.

Интервью с Родольфо Дордони - фото 3
За интерьер яхты SL104, спущенной на воду в 2009 году, бюро получило Национальную премию в области инноваций 2011 года.

– Чего больше в вашей работе: творчества или рутины?

– Главные составляющие работы архитектора и дизайнера – это практика и техника. Творчество бывает лишь на начальном этапе, когда мы садимся с моей командой вокруг стола и начинаем обсуждать, выдавать идеи, вспоминать и сопоставлять. Тут важно включить любознательность и воображение. На следующих этапах проектирования свобода уступает место ограничениям. По сути, архитекторы не художники, а ремесленники.

Интервью с Родольфо Дордони - фото 4
Настольные лампы Lumiere, Foscarini, 1990.

– Над какими проектами вам больше всего нравится работать?

– Я люблю делать всё, что имеет отношение к еде: интерьеры ресторанов, обеденные столы и стулья, собственно кухни, посуду и предметы сервировки. Мне нравится всё это кулинарное пространство, я очень чувствителен к различным вкусовым ощущениям, к нюансам. Я люблю готовить. Не по поваренной книге, а прислушиваясь к своей фантазии и интуиции. У меня есть дом на Сицилии, недалеко от городка Ното. Хотя я сам не южанин, я полюбил эту землю, ее ароматы, интенсивность воздуха. Там я провожу огромное количество времени за готовкой. Я долго выбираю в лавке продукты, потом раскладываю их на кухне, достаю всю необходимую посуду и неспешно приступаю к делу. В это время так хорошо думается!

Интервью с Родольфо Дордони - фото 5
Кухня Set, Dada, 2011. Дордони особенно любит придумывать всё, что связано с едой.

– То есть многие ваши идеи рождаются на кухне?

– Можно и так сказать. Интуиция и сосредоточенность одинаково необходимы и для приготовления еды, и для проектирования. Эти процессы вообще похожи. Когда я получаю заказ, мне не дают четких указаний, только примерные ориентировки. Но так как с большинством заказчиков я сотрудничаю много лет, я знаю их возможности, их потребителей, их историю, их стиль. Об этом я и думаю, создавая новую коллекцию. Это как заглянуть в холодильник и интуитивно взять те продукты, из которых может получиться вкусное блюдо, а потом добавить правильные специи, основываясь на знаниях и чувстве меры. Когда есть опыт, не нужны рецепты: ты уже знаешь, с чем сочетается мясо, а что убивает рыбное блюдо.

Интервью с Родольфо Дордони - фото 6
Столики Cesar, Minotti, 2004.

– Вы очень много работаете. А как вы отдыхаете?

– Лучший отдых – это праздность. Быть в любимом месте, никуда не двигаться, отключить работу мысли, расслабиться, читать, не отвлекаясь... Путешествия я тоже люблю. Но не деловые поездки, потому что они очень короткие, насыщенные, не дают возможности понять страну. Когда я езжу для себя, я люблю узнавать и сопоставлять разные культуры, рассматривать мир вокруг себя. Но мне нравится передвигаться не только в пространстве, но и во времени. Например, насколько удивительно “Итальянское путешествие” Гете! Читаю его размышления об Италии восемнадцатого века, описание традиций и представлений о красоте того времени, заметки о вкусах и запахах. Становятся понятны очень многие современные вещи, в том числе и в дизайне.

Интервью с Родольфо Дордони - фото 7
Столик Lane, Minotti, 2013. Как почти всегда это бывает у Дордони, он является частью большой коллекции.

– Через несколько дней начнется ежегодный Миланский мебельный салон. Какое у вас настроение?

– Как я волновался накануне своего первого салона в 1979 году, так же волнуюсь и сейчас. Но это волнение – неотъемлемая часть моей работы, оно приносит мне радость.

Оригинал лампы Bourgie Ферруччо Лавиани разработал в 2004 году для Kartell. В своей версии Ferro Forgé Дордони заменил пластиковое основание на железное (ferro —  это и железо по-итальянски, и сокращенное имя Ферруччо).
Один из вариантов стола Boboli, Cassina, 2007. Самое интересное в нем — база, сделанная из cкрученных листов алюминия.
Ковер Dibbets, Minotti, 2013.
Торшер Ray F, Flos, 2006. Существуют также  настольная и потолочная версии.
+5
+4
Кресло из коллекции Harp, Roda, 2008.

Текст: Елена Немкова

Читайте также