intervyu-s-sigeru-banom
Архитектура

Интервью с Сигэру Баном

Японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии, Сигэру Бан рассказал Анне Пантуевой об архитектуре из бумаги, гуманитарном строительстве и победе функции над эстетикой.

, обновлено 20 Сентября 2018
AD Magazine

Любовь разных людей, от клиентов-застройщиков до студентов, японский архитектор заслужил двумя типами проектов. Первый – общественные здания и частные виллы в Японии, Европе и в Америке, модернистские и вызывающе прозрачные. Среди них, например, здание для Swatch Group в токийском Гинза или кондоминиумы в Челси. Второй – постройки из труб из прессованной бумаги. Среди них – дома для жертв стихийных бедствий, огромный “Павильон Япония” на “Экспо 2000” в Гановере, временный Кочевой музей на Гудзоне.

Интервью с Сигэру Баном - фото 1
Архитектор Сигеру Бан. Родился в 1957 году в Токио. Учился в Архитектурном институте Южной Калифорнии и Институте Купер-Юнион в Нью-Йорке. В 1985-м открыл свое бюро в Токио и построил более шестидесяти общественных и частных сооружений, в том числе Музей бумаги в Токио, Выставочный комплекс каналов и судоходства Культурного центра Бургони и “Обнаженный дом” в Кавагоэ. В 1995 году был назначен консультантом Верховного комиссара ООН по делам беженцев и разрабатывал проекты жилья для переселенцев и жертв стихийных бедствий. В 2014 году стал лауреатом Притцкеровской премии.

– Как вы совмещаете строительство для людей, оставшихся без крова, с проектированием дорогущих зданий, объектов спекуляции недвижимостью?

– Никакого противоречия здесь нет. Ко всем проектам я подхожу одинаково серьезно, и от денежных ограничений моя задача не меняется. Да и не стоит называть мои постройки из картонных труб временными – я наконец добился разрешения использовать их в постоянных конструкциях.

Интервью с Сигэру Баном - фото 2
Кондоминиум в лесу Ханеги, пригороде Токио, Бан построил в 1997 году, не срубив ни одного дерева, и сам поселился в одной из квартир.

– Когда в ваших конструкциях впервые появилась бумага?

– В 1985 году меня пригласили курировать выставку Алваро Аалто. Для подпорки подиумов я вместо дерева использовал картон. На металлический стержень наматывались слои бумаги и спрессовывались – получалась труба, по прочности не уступающая многим строительным материалам.

Интервью с Сигэру Баном - фото 3
Выставочный центр на верхнем этаже японской штаб-квартиры Swatch Group. Здание, построенное в 2007 году, называется в честь отца-основателя группы Николаса Г. Хайека.

Свое первое большое здание с использованием бумаги – “Библиотеку для поэта” – Бан построил в 1991 году. Но экспериментами с бумагой дело не ограничилось. В конце 1980-х Бан стал получать свои первые заказы в Японии и продолжал экспериментировать – с пространством. В его жилых домах не было границ между внутренним и внешним. Терраса и двор становились частью жилого пространства, стены убирались, стеллажи и шкафы выполняли роль подпорок. Фасад офисного здания в Осаке он облицевал деревянными панелями – точно такими же, как внутри, а холл токийского Музея бумаги открыл всем ветрам.

Интервью с Сигэру Баном - фото 4
Nicolas G. Hayek Center. Из-за дороговизны японской земли здание имеет всего 17 метров по фасаду и вместить туда бу­тики всех семи марок, входящих в Swatch Group, не представлялось возможным. Сигеру Бан отдал каждой марке свой этаж, а внизу расположил только лифты с логотипами. Этот проход он назвал Avenue du Temps — Улицей времени.

– Вы строите так, что в доме нет ни одного приватного угла. Вам приходится объяснять заказчикам, что такое модернизм, модный международный стиль?

– Своих заказчиков я никогда не уговариваю – они приходят ко мне, потому что знают, как я строю. Открытость – это отсутствие жесткой структуры, она дает возможность менять пространство. Посмотрите на “Павильон Барселона” Мис ван дер Роэ: у него прозрачность визуальная, а у меня – структурная: перегородки и стены двигаются и переставляются. У него – стена как занавес, а у меня – настоящий занавес.

Интервью с Сигэру Баном - фото 5
“Дом за занавесом” в токийском районе Итабаши Сигеру Бан построил в 1995 году. Огромная терраса закрывается раздвижными стеклянными панелями и гигант­скими ­занавесками.

– А над какими типами проектов вам интереснее работать?

– Конечно же над теми, для которых потом приходится выбивать разрешение властей. Картон и пластиковые бутылки позволяют экспериментировать, и результаты мы используем в больших проектах. Крышу “Павильона Япония”, например, мы сделали из непромокаемой почтовой бумаги, для теплоизоляции многих домов в Японии использовали пенопластовые шарики. Мои здания из бумажных бревен хороши тем, что их легко разобрать и построить новые.

Интервью с Сигэру Баном - фото 6
Детский центр ­больницы IMAI, 2001.

– А как же с вечной функцией архитектуры? Ведь пирамиды и греческие храмы строились с расчетом на века, а не для того, чтобы их можно было легко разобрать.

– Ничто не вечно. Железобетонный дом не вечен – его легко разрушить экскаватором, просто он оставляет после себя горы мусора, а бумага и бамбук – нет. Кроме того, архитектура должна быть безопасной: во время катастроф не природа губит людей, а тяжеловесные здания.

Интервью с Сигэру Баном - фото 7
Четырнадцать этажей здания разделены на четыре яруса, которые объединяет огромный вертикальный сад — зеленая стена с собственной системой орошения.

Гуманитарное строительство Бан начал весной 1995-го, когда фотографии жертв конфликта в Руанде обошли весь мир, а защитники демократии предпочли их не заметить. После поездки в Руанду Бан обратился к комиссару ООН с идеей проекта жилья для миллиона беженцев. В результате по его проекту компания Vitra выпустила трубы из прессованной водостойкой бумаги, из которых собирались палаточные каркасы.

Интервью с Сигэру Баном - фото 8
В 2001 году Бан построил двадцать таких домов из бумажных труб, бамбука и брезента для жертв землетрясения в индийском штате Гуджарат.

Мой, как мне казалось, логичный вопрос об экологичном “зеленом” дизайне вызывает у Бана резкое неприятие:

– Давайте оставим в стороне все разговоры о так называемом эффективном дизайне – никто толком не знает, что это такое. И мне не интересно тратить время на обсуждение коммерческих клише.

Интервью с Сигэру Баном - фото 9
Музей бумаги в пригороде Токио был построен в 2002 году.

Я тут же меняю тему, стараясь заодно выяснить, где же в недрах строгой функциональности спряталась эстетика:

– Как возникла идея церкви из бумажных труб в японском Коби?

– Ее овальный план я позаимствовал у римской церкви S. Carlo alle Quattro Fontane Борромини. Только не говорите мне про вдохновение, – спешит добавить Бан, – я просто воспользовался формой. Проект оказался очень успешным – изначально предполагалось, что храм простоит всего два года, а оказалось – одиннадцать.

Интервью с Сигэру Баном - фото 10
Между галереей современного искусства и Музеем бумаги построен прозрачный атриум, через который проложены подвесные мосты.

– Какая еще традиционная архитектура вас интересует?

– Наверное, арабская, – после некоторого раздумья говорит Бан.

Интервью с Сигэру Баном - фото 11
Здание Metal Shutter Houses в Челси, в Нью-Йорке. Названо так из-за перфорированных металлических жалюзи, которые жильцы могут опускать или поднимать по собственному желанию.

– А японская?

– Я ее никогда не изучал. Я учился в Калифорнии и Нью-Йорке. И родом я из Токио – совсем не традиционного города. Так что не стоит искать в моей архитектуре особенных национальных черт.

Интервью с Сигэру Баном - фото 12
Фасад библиотеки Университета Сейкей в Токио, 2006.

– Можно ли назвать ваши последние работы – проект сателлита Центра Помпиду в Метце, библиотеку Университета Сейкей в Токио – футуристичными?

– Я не знаю, что вы имеете в виду под этим словом. Шарообразные комнаты-капсулы в библиотеке возникли из необходимости создать пространство, где будет абсолютно тихо. Крышу музея в Метце мы делаем на основе очень прочной структуры – китайской соломенной шляпы. Я наткнулся на такую шляпу в магазине, и меня потрясла ее архитектоника, ее необычайная устойчивость!

Интервью с Сигэру Баном - фото 13
Библиотека Университета Сейкей. Бан спроектировал изолированные от внешнего шума комнаты-капсулы для занятий.

Любой разговор о культурных влияниях, художественном замысле он прерывает доводом – и конструкция, и форма подчиняются функции.

Интервью с Сигэру Баном - фото 14
Атриум библиотеки опоясывают и пересекают воздушные ленты подвесных переходов и лестничных пролетов.

Один раз, правда, Сигэру Бан все-таки заговорил о красоте:

– В качестве фундамента для домов из бумажных бревен, которые мы строили после землетрясений, мы клали ящики от пива Kirin. Выбрали желтые, а не красные – желтые больше подходили к цвету бумаги.

Интервью с Сигэру Баном - фото 15
Винтовые лестницы соединяют все пять уровней библиотеки.
Интервью с Сигэру Баном - фото 16
Главный ресепшен Nicolas G. Hayek Center.
Интервью с Сигэру Баном - фото 17
“Обнаженный дом”, 2000. Заказчик Бана, глава большой семьи, просил, чтобы “в доме было как можно меньше укромных уголков”. В результате получилось абсолютно открытое пространство с комнатами-контейнерами.

Беседовала Анна Пантуева

Читайте также