Тобиа Скарпа сейчас 82 года. На вид это типичный пожилой профессор, элегантный и небрежный, как это умеют только итальянцы: стриженая седая борода, твидовый пиджак, лукавые синие глаза за стеклами очков без оправы и постоянно пробегающая по лицу улыбка. Он уже надежно вошел в историю профессии, его работы есть в любой книге по дизайну ХХ века и выставлены во всех крупных музеях современного искусства, более того, они продолжают выпускаться и продаваться по всему миру, – казалось бы, можно с чистой совестью почить на лаврах. Но Тобиа Скарпа не просто продолжает работать – он активно задействован в многочисленных самых разных проектах, и более того – проектах новаторских, с использованием последних технологий.
Тобиа Скарпа – сын Карло Скарпа, легенды итальянского дизайна и архитектуры 30–60х годов. Даже на конференции его представили не только как известного мастера, но и как «сына Карло Скарпа». Казалось бы, зачем делать на этом акцент? Мастеру уже 82 года, он более чем состоялся сам и давно уже перерос статус сына знаменитости. Но удивительно, как важна эта преемственность для самого Тобиа – во время нашего интервью мастер почти в каждой истории возвращался к отцу, подчеркивая, что продолжает его дело, а без продолжения предшествующих традиций искусство немыслимо. И это говорит художник, знаменитый как раз новаторством.
В России мы знаем Тобиа Скарпа больше как промышленного дизайнера: классика придуманной им вместе с женой Афрой Скарпа мебели (их полувековой творческий тандем был так же плодовит, как и знаменит) продолжает издаваться и переиздаваться такими крупнейшими марками, как Flos, Cassina, Knoll, B&B. Больше того, Тобиа и сейчас продолжает выпускать новые коллекции. Но при всем том сам он с гораздо большим интересом рассказывает об архитектурных проектах и реставрации, которой очень много занимался.
Одна из самых известных работ в области реконструкции у Тобиа Скарпа – перестройка здания музея «Grandi Gallerie dell’Accademia» в Венеции, которой он занимался более 14 лет. По его собственным словам, самым сложным было не реконструировать и дополнить здание 18-го века (в том числе сделав там подземную парковку, и это в Венеции), а решить проблему света.
Тобиа не зря пригласили выступить на конференции, посвященной технологиям в искусстве. Они с Афрой славились тем, что любили использовать новейшие наработки. Например, в свое время они первыми сделали светильник с галогеновым светом, придумывали новые технологии обработки стекла, мрамора. В частности, для мраморной лампы Biagio для Flos 1968 года, в которой форма во многом определилась новыми возможностями станков, а возможности станков – формой.
На вопрос, чем мастер занят сейчас, маэстро улыбается: проектов столько, что у нас нет времени все описать. Во-первых, он перестраивает старинную разрушенную войной церковь 18-го века в Тревизо, для своего старого заказчика и друга – создателя «Бенеттона». Во-вторых, с компанией коллег придумывает целую линию новых – «абсолютно новых, это будет революция!» – осветительных приборов, в которых как-то принципиально по-другому будет использовано светодиодное освещение. И активно продолжает делать мебель.
Беседовала Марина Юшкевич