История стиля: 7 главных имен калифорнийского модернизма

Рассказываем о пионерах модернизма, которые определили архитектурный облик Калифорнии и дали миру одно из самых интересных ответвлений современной архитектуры середины XX века.
История стиля 7 главных имен калифорнийского модернизма

Калифорния занимает особое место на карте США — и в экономическом, и в климатическом, и в культурном смысле. Неудивительно, что и архитектура здесь всегда была особенной. Расцвет модернистской архитектуры в Калифорнии совпал с золотым веком Голливуда, и это обеспечило архитекторов-экспериментаторов состоятельной, но достаточно авантюрной аудиторией, которую привлекали динамизм, радикализм и технологические инновации новой эпохи.

C начала XX века Калифорния была одним из главных центров любого вольнодумства. “Лос-Анджелес всегда представлялся американцам местом достижения утопии: его мягкий климат, удаленность от крупных городов и открытое общество привлекали необычных поселенцев, — пишет ученый и куратор Венди Каплан. — Свободные мыслители, свободные любовники, чудаки, зацикленные на здоровом образе жизни, политические радикалы, проповедники-евангелисты — все приезжали в город, который был более восприимчив к новым идеям, чем какой-либо другой в Соединенных Штатах”.

Ирвинг Джилл.

Ирвинг Джилл, Dodge House (1914–1916).

Джилл, в отличие от своих коллег с Восточного побережья, не торопился следовать европейской архитектурной моде. Он не был склонен к радикальному отрицанию исторических стилей, но уверенно создавал новое функциональное жилье XX века. Удобство жителей было для архитектора важнее манифестов и догм. Бетонные полы он обожал за то, что за ними легко ухаживать и вместо плинтуса или голого стыка использовал скругленные углы, кухни своих домов оснащал измельчителями отходов и удобными ледниками, в которые лед можно закладывать прямо с улицы. Гуманизм и внимание к ежедневным потребностям и в дальнейшем будут присущи проектам калифорнийских архитекторов.

Ирвинг Джилл, Dodge House (1914–1916).

Ирвинг Джилл, Dodge House (1914–1916).

Особую роль в истории калифорнийского модернизма сыграл Фрэнк Ллойд Райт. Лос-Анджелесу не очень повезло: Райт оказался здесь в самый тяжелый период своей жизни, вскоре после убийства возлюбленной архитектора и ее детей. Его проекты — дом меценатки Элин Барнсдол (1919–1921), особняк “Миниатюра” в Пасадене (1923), знаменитый дом Эннисов (1923) и другие частные резиденции — напоминают крепости, надежно защищающие своих хозяев от враждебного внешнего мира. Своей монументальностью, четкой противопоставленностью природному ландшафту и закрытостью от окружающей среды постройки Райта выделяются на фоне воздушных и просматриваемых насквозь калифорнийских домов более позднего периода.

Дом Эннисов по проекту Фрэнка Ллойда Райта (1924). Фото: GettyImages/Fotobank/ COPYRIGHT ©1962, 2006 The Frank Lloyd Write Foundation, Scottsdale, AZ.

Здания построены с применением новаторской технологии Райта — из железобетонных орнаментальных блоков. Архитектор называл их “текстильными”, сравнивая монтаж блоков (нанизывание модулей на металлические арматурные стержни) с процессом ткачества, и возводил из них стены с небольшим зазором для тепло- и звукоизоляции. Не все опыты Райта со строительными технологиями выдержали проверку временем, но многие решения стали настоящей классикой калифорнийского модернизма. Это, например, идея драматического прохода из темного холла в просторные, залитые солнцем комнаты, собранные из блоков или кирпичей стены, природные фактуры и цвета в отделке.

Дом Эннисов по проекту Фрэнка Ллойда Райта (1924). Фото: GettyImages/Fotobank/ COPYRIGHT ©1962, 2006 The Frank Lloyd Write Foundation, Scottsdale, AZ.

Пока Райт разрабатывал необычные методы использования бетона, его ученик, австриец Рудольф Шиндлер, экспериментировал с коммунальным жильем. В 1921–1922 годах он построил скромный модернистский дом, в котором разместились две семьи: его собственная и его друзей, Клайда и Мэриан Чейз. В этом бюджетном проекте начинающий архитектор использовал сразу ряд изобретений, которые впоследствии стали азбукой функциональной архитектуры Калифорнии. Это бетонные полы и забетонированные участки террасы во дворе, плоская крыша, раздвижные окна и двери, ленточные окна под потолком и мобильные перегородки. Дом Шиндлера — один из первых проектов, в котором комнаты и терраса фактически сливаются в единое целое.

“Я не стилист, не функционалист, не какой-либо другой -ист, — писал Шиндлер Филипу Джонсону в 1932 году, предлагая свои проекты для участия в выставке “Современная архитектура: интернациональная выставка”. — Каждая из моих построек имеет дело с определенной архитектурной проблемой, о существовании которой часто забывают в нашу эпоху рациональной механизации”. Нью-йоркские архитекторы-функционалисты не смогли разделить вдумчивый подход Шиндлера и отказали ему в участии. Лишь спустя 50 лет куратор выставки Генри-Рассел Хичкок признал значительность проектов Шиндлера, в том числе инновационного пляжного дома на сваях, построенного по заказу Филиппа Ловелла (1922).

Рихард Нойтра.

Дом Филиппа Ловелла по проекту Рихарда Нойтры.

Работы Нойтры заложили стандарт модернистских резиденций, который американские архитекторы соблюдают до сих пор. В его домах панорамные окна и плоские крыши, выверенные пропорции и продуманная планировка, которая позволяет солнечному свету равномерно осветить комнаты. Монолитные бетонные плиты дополняет прозрачное стекло, каменные и плиточные полы — деревянные панели, а изящество зданий подчеркивают тонкие металлические колонны, решетчатые перегородки и парящие в воздухе козырьки. За свою длинную жизнь (Нойтра умер в 1970 году) архитектор спроектировал десятки зданий в Калифорнии.

Дом Филиппа Ловелла по проекту Рихарда Нойтры.

Дом Филиппа Ловелла по проекту Рихарда Нойтры.

Case Study Houses

После окончания Второй мировой войны обновление требовалось не только разрушенным городам Европы, но и американской архитектуре. В Калифорнии главным вестником авангардных идей стал журнал Arts & Architecture, возглавляемый с 1940 по 1962 год редактором Джоном Энтенцой. Он был искренним поклонником модернистского дизайна и архитектуры и внес огромный вклад в популяризацию модернизма среди американцев. Его самый значимый проект — экспериментальная программа Case Study Houses.

Дом № 1 из программы Case Study Houses.

Энтенца придумал беспрецедентную акцию: в 1945 году журнал Arts & Architecture объявил о том, что за свой счет приобретет участки земли и поручит талантливым архитекторам-модернистам построить дома, которые будут недорогими, удобными и новаторскими по своему устройству. Программа продлилась с 1945 по 1966 год: за это время было создано 36 проектов и построено 24 дома. В числе их авторов — самые продвинутые архитекторы эпохи: Рихард Нойтра, Рафаэль Сориано, Крейг Элвуд, Пьер Кёниг, Ральф Рапсон, Ээро Сааринен и Чарлз и Рэй Имз. Последние стали авторами как собственного дома (1949), так и дома главного инициатора проекта Джона Энтенцы (1945–1962). Лаконичное одноэтажное здание находится в районе Pacific Palisades, неподалеку от дома Имзов. Это типичный модернистский дом-коробка с рифлеными панелями, окнами в пол и открытой планировкой гостиной.

Дом № 18 по проекту Крейга Элвуда, программа Case Study Houses.

Дом № 18 по проекту Крейга Элвуда, программа Case Study Houses.

Дом № 18 по проекту Крейга Элвуда, программа Case Study Houses.

Построенные в рамках Case Study Houses здания были не просто частными резиденциями, но и выставочными образцами: первые шесть домов, построенных к 1948 году, посетили более 350 000 человек. Вернувшиеся с войны солдаты, молодые ученые, владельцы владельцы мелких и средних предприятий, расцветавших в условиях экономического подъема, могли убедиться: эффектные и функциональные дома с панорамными окнами и бассейнами были доступны не только голливудским знаменитостям.

Дом № 16 по проекту Родни Уокера, программа Case Study Houses.

Дом № 16 по проекту Родни Уокера, программа Case Study Houses.

Дом № 16 по проекту Родни Уокера, программа Case Study Houses.

Рассказывая о целях программы, Энтенца подчеркивал: “Каждый проект должен поддаваться воспроизведению, а не быть средством индивидуального самовыражения автора. Важно, чтобы подходящие по качеству и стоимости материалы были использованы наилучшим образом и помогали решать насущные задачи. Общая цель программы — создать жилье, которое позволит себе средний американец в поисках дома”.

Дом № 10 из программы Case Study Houses.

Дом № 10 из программы Case Study Houses.

Дом № 10 из программы Case Study Houses.

Дом № 10 из программы Case Study Houses.

Модернистская архитектура середины XX века приобрела культовый статус во многом благодаря работе фотографа Джулиуса Шульмана. Именно он фотографировал проекты Case Study Houses для публикаций в журнале Arts & Architecture. Авторству Шульмана принадлежат сотни снимков, на которых постройки Ричарда Нойтры, Пьера Кёнига, Джона Лотнера, супругов Имз и других важных архитекторов эпохи выглядят наполненными светом, живыми и одухотворенными.

Дом № 21 по проекту Пьера Кёнига, программа Case Study Houses.

Дом № 21 по проекту Пьера Кёнига, программа Case Study Houses.

Шульман не просто был талантливым фотографом, он искренне любил модернистскую архитектуру, любовался ее строгостью и рациональностью, подмечал поэтичность и выразительность абстрактных объемов, не уставал восхищаться игрой фактур и контрастами материалов.

Дом № 21 по проекту Пьера Кёнига, программа Case Study Houses.

Дом № 21 по проекту Пьера Кёнига, программа Case Study Houses.

Естественно, проект своего собственного дома фотограф поручил архитектору-модернисту, близкому другу Рафаэлю Сориано. Тот построил на холме Лорел-каньон здание в форме буквы Г с панорамными окнами вдоль всего фасада. Они выходят на патио и лужайку, объединяя разные комнаты: хозяйскую спальню, кухню, столовую и гостиную. Здесь много пустого пространства, которое Шульман так умело подчеркивал в своих архитектурных фотографиях.

Джон Лотнер.

Лотнер был, вероятно, самым верным учеником Райта — о Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье он говорил: “По сравнению с Фрэнком Ллойдом Райтом все они пустое место”. Это отразилось и в его работах: рядом с легковесными домами-коробками из стекла и стали постройки Лотнера выглядят более монументально и артистично. Он был настоящим певцом бетона, использовав его для создания выразительных, многосоставных и новаторских конструкций. Из бетона архитектор построил дом-пещеру — особняк Элрода (1968) с купольным потолком из девяти лепестков, резиденцию Шитс-Голдстейн (1963) с кессонами в бруталистском духе и легендарный дом The Chemosphere (1960), похожий на летающую тарелку.

Джон Лотнер, резиденция Шитс-Голдстейн (1963).

Джон Лотнер, резиденция Шитс-Голдстейн (1963).

Бетонные поверхности Лотнер щедро дополнял материалами местного происхождения: в его проектах много выразительной каменной брекчии, деревянных панелей, узорного терраццо. Не меньше экспрессии и в сложной геометрии его домов: не ограничивая себя фигурами с основанием в виде прямоугольника, Лотнер смело оперировал разными видами призм, многогранниками, параболоидами и цилиндрами. Его футуристичные круглые гостиные с панорамными окнами стали настоящей легендой.

Джон Лотнер, The Chemosphere (1960).

Джон Лотнер, The Chemosphere (1960).

Калифорния — одно из немногих мест на нашей планете, которое пережило моду на модернизм и интернациональный стиль без заметного разочарования в ней. В 1980–1990-х годах здесь, конечно, появились постмодернистские здания, но отторжения, свойственного Европе, России и восточной части США, в Калифорнии не наблюдалось. На Голливудских холмах и по сей день продолжают строить дома, о которых с похвалой отозвались бы Нойтра, Шиндлер и Лотнер. Возможно, причина такого успеха в том, что калифорнийским архитекторам середины XX века удалось разработать идеальную версию модернизма, предполагающую человечный масштаб, гармонию с природой, выразительность и простоту.

Фото: Getty Images, Legion-Media, Polaris/East News