Предшественником нынешнего парка можно считать ботанический сад усадьбы Прокофия Демидова, существовавший на его месте в XVIII веке. Этот великолепный образец садово-паркового искусства был одним из любимых мест отдыха московской знати. После смерти основоположника усадьба была поделена между его детьми, которые распродали свои наделы разным владельцам. Вновь единым ансамблем парк стал только два века спустя.
В начале 20-х годов XX века советская власть, реквизировавшая все дворянские имения, приняла решение о создании культурно-паркового центра. В 1923 на этой территории прошла Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, комплекс для которой спроектировал известный архитектор-авангардист Константин Мельников. Планировку Мельникова отличало сочетание традиционных для садово-паркового искусства приемов, например установку в фокусной точке партера фонтана, со смелыми решениями. И хотя проект был реализован не полностью, пространственная организация части парка, выходящей на Крымский вал, до сих пор совпадает с Мельниковской. В 1931 году к центральной части по проекту Власова, Мельникова и Лисицкого присоединили Голицынский и Нескучный сады, год спустя в честь сорокалетия творческой деятельности Максима Горького парк получил его имя. Отсюда отсчитывается история парка Горького в современных границах. В первые годы существования он был крупнейшим объектом такого рода в мире.
За годы советской власти постройки парка пережили несколько реконструкций, были установлены аттракционы, построена первая в мире детская железная дорога, помпезная входная группа. Первые два десятилетия новой России в его истории не были отмечены значительными событиями, если, конечно, таковыми не считать обживание территории несколькими сотнями разнокалиберных бизнесменов. И только в 2011 году там началось некое движение.
Для начала были демонтированы все незаконные постройки. На их месте московское архитектурное бюро Wowhaus спроектировало ряд конструкций, которые, несмотря на временный характер, обошли все российские архитектурные СМИ. Их появление было воспринято как начало нового периода "павильонной" архитектуры в России. За Wowhaus последовал павильон "Школа" Игоря Чиркина, "Периптер" в анфиладе ЦДХ, а за ними – "Гараж" Cигеру Бана. Парк почистили, разбили цветники и раскатали газон.
Но эти меры были лишь временными: одновременно с ними был объявлен открытый конкурс на создание рамочной концепции развития. Из 20 заявок тендерный комитет выбрал предложение британцев LDA Design, в портфолио которых множество проектов, доказывающих, что бюро обладает нешуточным опытом в регенерации исторических парков: важнейшие – Олимпийский парк Лондона, проект реставрации Центрального парка в Нью-Йорке.
Проект предусматривает условное разделение территории на 7 кластеров в соответствии с историческим зонированием: Партер, Голицынская больница, Титовский проезд, Усадьба Демидова, Усадьба Орлова, Усадьба Голицыных, Усадьба Трубецкого. Все эти территории развивались в разное время под влиянием разных владельцев, и это архитекторы считают необходимым подчеркнуть. Естественно, успевшие полюбиться москвичам особенности – каток, Wi-Fi, газоны, прокат велосипедов и прочее никуда не денутся, а лишь будут приведены к общему знаменателю. В дополнение к этому, парк планируют сделать еще зеленее и адаптировать к нуждам маломобильных групп населения.
Но эта концепция – лишь рамка, в границах которой лучшие мировые архитектурные бюро будут работать при создании нового генплана. Итоговый проект будет представлен к концу марта 2014-го. Именно тогда мы увидим, каким парк шагнет в новый этап своей истории – без сомнения, не последний.
Текст: Мария Рявина