Как в России относятся к архитектурному наследию: 9 хороших и плохих примеров

Ежегодно на наших глазах рушатся и уродуются сотни исторических зданий, которые являются архитектурным наследием страны. Активисты и жители районов пытаются этому противостоять, но масштаб проблемы слишком велик. Мы собрали подборку из пяти примеров варварского отношения к истории.
9

С каждым днем в городах России становится все меньше архитектурного наследия: детали, которые сложно заметить по пути на работу, постепенно уничтожаются. Вчера, например, вы проходили мимо исторического окна из дутого стекла, а завтра пройдете мимо стеклопакета. Неделю назад гуляли вдоль здания с советской мозаикой, а завтра она скроется под слоем сайдинга. История уничтожается на наших глазах, поэтому мы должны сделать все, чтобы это остановить. В этой статье мы покажем пять примеров варварского отношения к архитектуре, а затем четыре образцовых примера сохранения наследия — за понравившийся проект вы сможете отдать свой голос в нашей премии AD Design Award 2020.

Типография книгоиздателя И. Д. Сытина на Пятницкой улице

Москва

На прошлой неделе стало известно, что уникального окна из дутого стекла с лепным узором по бокам в здании по улице Пятницкая, 73, больше нет. Теперь исторический фасад “украшают” стеклопакеты.

Фотограф: Эрик Шахназарян. Проект Hidden Moscow.

Фотограф: Эрик Шахназарян. Проект Hidden Moscow.

Этот дом относится к комплексу сооружений типографии Ивана Сытина. Ее в 1903 году построили по проекту выдающегося архитектора московского модерна Адольфа Эрихсона и инженера Владимира Шухова. Типография была одной из крупнейших в Европе: здесь печатали газету “Русское слово”, журнал “Вокруг света”, а также собрания русских классиков — Максима Горького, Леонида Андреева, Льва Толстого и других. Кроме того, некоторое время в типографии работал корректором Сергей Есенин.

Фото: pastvu.com; источник: М. Нащокина. “Архитекторы московского модерна”. 1912–1917 годы.

Фото: pastvu.com.

Исторический фасад булочной на Покровке

Москва

Этот пункт должен быть в подборке о сохранении наследия, но, к сожалению, вынуждены написать о нем здесь. В 2013 году жители Покровки собрали деньги на восстановление исторического фасада булочной, а специалисты команды “Вспомнить все” отреставрировали три надписи и изображение кренделя, а также расчистили керамическую плитку начала прошлого века. Но 16 июля 2020 года коммунальные службы закрасили часть фасада белой масляной краской.

Instagram content

View on Instagram

Москвичи, как вы это терпите? Совсем недавно с таким трудом был отреставрирован фасад и вывеска этой булочной на Покровке до последней приточки. Зашёл полюбоваться, а варвары из жилищника уже замазали кусок фасада масляной краской. Как так? Почему молчите? pic.twitter.com/nGF3lN0sPR

— ▛▚ ▞▚▗▛▗▞▀ ◄ ▞▚▝▚▖█▝▞ (@rasskazov) July 16, 2020

Булочная в этом доме существовала почти 100 лет. Ее открыли купцы Карзинкины, разбогатевшие на торговле чаем, так что вполне логично, что по соседству, в одноэтажной пристройке, был еще и чайный магазин. Кроме булочной в здании XIX века, построенном по проекту архитектора Баркова, до революции располагались кинотеатр “Сплендид-Палас” и Реформаторская гимназия. После революции здание на Покровке осталось без Карзинкиных, но бизнес не закрылся — в особняке работала советская булочная, а чайный магазин стал кондитерской, где вплоть до 1990-х можно было съесть пирожное в богатых исторических интерьерах с шикарными вазами.

Источник фото: pastvu.com; автор: И. Нагайцев.

Снаружи магазин облицован плиткой от “Декоративно-строительной конторы Артур Перкс”, которая придумала отличный маркетинговый ход: среди обычных кирпичей всегда был один рекламный. Так что название и телефон дореволюционной фирмы можно прочитать на облицовочном кирпиче слева от входа.

Под этой советской вывеской была более древняя, дореволюционная надпись. Кадр из документального фильма “У нас в Москве”. Источник: pastvu.com.

Особняк Васильева

Красноярск

В Красноярске под видом сохранения наследия над особняком 1830 года построили огромный бизнес-центр. Никто не старался вписать исторический фасад в новый комплекс, поэтому безвкусная постройка из стекла и плитки просто поглощает здание купца Васильева.

Изначально особняк возвели купцы Ростовцевы, но в 1883 году усадьбу приобрел купец С. Ф. Васильев. В конце XIX — начале XX века дом занимали енисейские губернаторы, затем, в 1920 году, он был передан Знаменскому стекольному заводу. А после Великой Отечественной войны здесь располагались производственные помещения кондитерской фабрики “Краскон”.

Дом купца Спиридона Философовича Васильева. 1883–1883 годы. Фото: pastvu.ru.

Памятник героям Гражданской войны

Деревня Глуховка, Калачинский район

Подобное варварство происходит во всей России — если в крупных городах активисты еще как-то борются с небрежной реставрацией, то в городах поменьше или селах противостоять этому практически невозможно — в основном из-за нехватки средств. Например, в Омском селе разрушающийся памятник героям Гражданской войны вместо восстановления обложили профлистом, потому что так дешевле.

Любовь Шумакова
Любовь Шумакова

Дверь 1904 года

Краснодар

В Краснодаре в строении царских времен на улице Пашковской, 92, заменили дверь 1904 года на металлическую. Дверь, установленная во времена, когда город еще носил название Екатеринодар, нуждалась в легкой реставрации, но никак не в замене.

Фото: Hello, Krasnodar!

Как сохранить архитектурное наследие?

Если вы вдруг стали свидетелем разрушения исторических деталей, главное — не оставаться в стороне. О том, как правильно поступить в такой ситуации, мы спросили Эрика Шахназаряна, автора проекта Hidden Moscow.

Любой житель города в состоянии повлиять на ход работ, которые ему кажутся необоснованными или вызывающими сомнения.

Для этого необходимо:

Убедиться в наличии на объекте инфощита, в котором должно быть указано, в рамках каких мероприятий проводятся работы, обозначены их сроки, заказчик/подрядчик, а также телефоны ответственных за ход работ, по которым можно связаться для получения ответов на интересующие вопросы.

Если инфощит отсутствует и внешний вид дома говорит о его возможном отношении к объектам культурного наследия (ОКН), то необходимо сделать фотографии проводимых работ (если позволит ситуация), позвонить на горячую линию Департамента культурного наследия (ДКН) по телефону +7 (916) 146-53-27, сообщить об увиденном и при необходимости отправить фотографии.

Бывает так, что дом, обладающий всеми признаками ОКН, не состоит в реестре ОКН — в таком случае работы остановить практически невозможно. Часто в домах, не имеющих статуса ОКН, работы проводятся Фондом капитального ремонта (ФКР), и зачастую в таких ситуациях уничтожается вся сохранившаяся историческая отделка подъезда, заменяющаяся на современные материалы. Вместо деревянных окон ставятся пластиковые, вместо метлахской плитки — керамогранит и так далее. Здесь очень важна сплоченность жильцов, осознающих ценность своего дома и его историческую составляющую, потому что совместным решением большинства можно отказаться от навязываемого ремонта, связанного с демонтажом исторических элементов оформления подъезда.

Сохранение архитектурного наследия

К сожалению, количество утерянных исторических объектов действительно велико, но все же есть неравнодушные люди и организации, спасающие наследие: например, фонд “Внимание” или трудкоммуна “Вспомнить все”. Показываем несколько удачных проектов — за понравившийся вы сможете отдать свой голос в премии AD Design Award 2020.

Дом со львом

Село Поповка Саратовской области

Фонд “Внимание” совместно с музеем “Дом со львом” и ООО “Нагель” восстановил уникальный деревянный дом, стены и потолок которого были покрыты росписями с изображениями животных, людей и библейских образов. Рисунки чудом дошли до наших дней в идеальной сохранности, но над восстановлением конструкции дома пришлось потрудиться. Узнать подробности и проголосовать можно здесь.

Вывеска “Стрелецкая пекарня”

Москва

Трудкоммуна “Вспомнить все” восстановила историческую надпись на жилом доме в Костянском переулке. “Сравнив современный фасад здания с фотографиями 1930-х годов, на которых на самом деле точно так же ничего не видно, мы предположили, что под штукатуркой должны оставаться следы вывески 1920-х годов”, ― рассказывает Наталья. Однако почти до последнего момента команде не удавалось прочесть полный текст. Сейчас же, после тщательной реставрации, каждый прохожий может сделать это с легкостью. Узнать подробности и проголосовать за этот проект можно здесь.

Садовый домик усадьбы Лопатиных

Москва

В прошлом это был садовый домик усадьбы Лопатиных, но в 90-е годы саму усадьбу снесли (на ее месте хотели построить бизнес-центр), а пространство двора пришлось с боем отстаивать местным жителям. И хотя садовый домик был поврежден, он остался на своем месте и стоял полуразрушенным больше десяти лет. В 2019 году Studio SHOO вместе с заказчиком привели в порядок разрушенный фасад, восстановили исторические окна, поменяли все ступеньки и утеплили крышу. Теперь в небольшом помещении площадью в 22 м² в полную силу работает Абу Гош — концептуальный стритфуд с аутентичной израильской едой. Узнать подробности и проголосовать за этот проект можно здесь.

Городской Дворец культуры

Железноводске

Дворец культуры был построен в 1982 году, и с того момента в нем никогда не проводились ремонтные работы. Здание площадью около 12 000 м² было разработано проектным институтом по заказу курортного совета и стало ярким примером эпохи брежневской архитектуры. Только в январе 2019 года было принято решение о реставрации дворца, за проект взялись архитекторы Archiproba Studios. “Реставрация ― это деликатное вторжение в исторический объект и бережная работа с материальным наследием”, ― говорят авторы. Поэтому они постарались воссоздать его исторический облик и максимально сохранить аутентичные элементы здания: все декоративные фасадные панно, интерьерные лестницы и полы из кубинского мрамора, колонны и стены из известнякового туфа. Узнать подробности и проголосовать за этот проект можно здесь.

Фото: Getty Images; архив пресс-службы