Сносить нельзя помиловать: история киноцентра “Соловей” в фотографиях

Теперь точно: 15 ноября 2019 года кинотеатр "Соловей" закроется навсегда, а на его месте построят комплекс апартаментов. Вспоминаем материал прошлого года и надеемся, что ситуация все еще может измениться.
Сносить нельзя помиловать история киноцентра “Соловей” в фотографиях

Мы исследовали историю здания и поговорили с сыном автора проекта киноцентра Алексеем Гинзбургом и москвоведом Денисом Ромодиным. Смотрите, что из этого получилось.

В 1980-е годы было принято решение о строительстве единого комплекса между улицей Заморёнова и Красной Пресней, состоящего из венгерского торгового представительства, которое в советское время отвечало за все экономические контакты, и киноцентра с музеем кино и киноконцертными залами для проведения различных кинофестивалей. До этого на месте ансамбля находились Пресненские бани — их впоследствии перенесли в Столярный переулок, где они и находятся до сих пор.

Здание венгерского торгпредставительства.

После того как завершилось строительство торгового представительства в 1983 году, начал реализовываться проект Всесоюзного киноцентра с музеем кино и несколькими кинозалами. Над проектом здания будущего киноцентра “Соловей” работали Владимир Моисеевич Гинзбург, сын Моисея Яковлевича Гинзбурга (автора дома Наркомфина), и Юлий Исаакович Филлер. Строительство завершилось в 1989 году.

article image
4 июня 1892 года родился Моисей Гинзбург, советский архитектор-авангардист, один из главных теоретиков конструктивизма. Мы в очередной раз вспоминаем, почему наследие этого архитектора-конструктивиста необходимо охранять, и рассказываем, что происходит с домом Наркомфина и другими его проектами.

Здание киноцентра Соловей.

Крупный масштаб здания был выбран архитекторами неслучайно: он стал ответом на классицистический ордер метро “Краснопресненская”. Форма постройки отражает общественный характер здания, делая его более выразительным за счет утрированной толщины стен и выступающих эркеров.

“Это была архитектура, которая называется сейчас термином “советский модернизм” или “социалистический модернизм”, появившаяся на волне “Оттепели” в 60-е годы. Отношение к материалам, к поверхностям, к композиции стало совершенно другим. Здесь были окна, анодированные алюминием, — роскошная на тот момент отделка, — и облицовка камнем. Это качественный фасад, который может реставрироваться или реконструироваться с помощью новых материалов”.

Крупные экспрессивные формы из натурального камня в интерьере киноцентра “Соловей” продолжали идею аркады главного фасада: своды из решетчатого полупрозрачного потолка и решения зала для того времени были более чем современны.

Киноцентр появился в разгар кризиса кинематографа и расцвета видеосалонов. В конце 90-х годов там был ночной клуб “Арлекино”, откуда и появилась пятнистая расцветка фасада. Потом казино закрыли, и в итоге появился киноцентр “Соловей”, ставший настоящей киноплощадкой не только для одного района, но и для всей Москвы.

“Кинотеатр все еще популярен, однако его внутреннее пространство устарело, как и фрагменты навесного фасада 1990–2000-х годов, которые либо надо устранить, вернув первоначальный облик, либо модернизировать. То же самое надо сделать и с внутренним пространством, которое уже перестало удовлетворять потребностям современного киноцентра. Это вопросы именно модернизации, и здесь нужно понять, что целесообразнее — снести существующее здание и построить новый киноцентр или модернизировать существующее. Без киноцентра место станет пустым и безлюдным в вечернее время. Исчезнет и культурная точка на карте района и Москвы”.

Автор мозаики в венгерском торгпредстве Зураб Церетели.

Фото: TASS, архив пресс-службы