Архитектура

Сносить нельзя помиловать: история киноцентра “Соловей” в фотографиях

На прошлой неделе власти Москвы подтвердили новость о том, что кинотеатр “Соловей” собираются снести и построить на его месте комплекс апартаментов. Мы исследовали историю здания и поговорили с сыном автора проекта киноцентра Алексеем Гинзбургом и москвоведом Денисом Ромодиным. Смотрите, что из этого получилось.

Архитектура
cleared(data.content.description)

В 1980-е годы было принято решение о строительстве единого комплекса между улицей Заморёнова и Красной Пресней, состоящего из венгерского торгового представительства, которое в советское время отвечало за все экономические контакты, и киноцентра с музеем кино и киноконцертными залами для проведения различных кинофестивалей. До этого на месте ансамбля находились Пресненские бани — их впоследствии перенесли в Столярный переулок, где они и находятся до сих пор.

cleared(data.content.description)
Здание венгерского торгпредставительства.

После того как завершилось строительство торгового представительства в 1983 году, начал реализовываться проект Всесоюзного киноцентра с музеем кино и несколькими кинозалами. Над проектом здания будущего киноцентра “Соловей” работали Владимир Моисеевич Гинзбург, сын Моисея Яковлевича Гинзбурга (автора дома Наркомфина), и Юлий Исаакович Филлер. Строительство завершилось в 1989 году.

Пост почитания Моисея Гинзбурга
Может быть интересно
Пост почитания Моисея Гинзбурга
cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)
Здание киноцентра Соловей.

Крупный масштаб здания был выбран архитекторами неслучайно: он стал ответом на классицистический ордер метро “Краснопресненская”. Форма постройки отражает общественный характер здания, делая его более выразительным за счет утрированной толщины стен и выступающих эркеров.

cleared(data.content.description)
Алексей Гинзбург, архитектор, сын Владимира Гинзбурга

Алексей Гинзбург, архитектор, сын Владимира Гинзбурга

Алексей Гинзбург, архитектор, сын Владимира Гинзбурга

“Это была архитектура, которая называется сейчас термином “советский модернизм” или “социалистический модернизм”, появившаяся на волне “Оттепели” в 60-е годы. Отношение к материалам, к поверхностям, к композиции стало совершенно другим. Здесь были окна, анодированные алюминием, — роскошная на тот момент отделка, — и облицовка камнем. Это качественный фасад, который может реставрироваться или реконструироваться с помощью новых материалов”.

“Это была архитектура, которая называется сейчас термином “советский модернизм” или “социалистический модернизм”, появившаяся на волне “Оттепели” в 60-е годы. Отношение к материалам, к поверхностям, к композиции стало совершенно другим. Здесь были окна, анодированные алюминием, — роскошная на тот момент отделка, — и облицовка камнем. Это качественный фасад, который может реставрироваться или реконструироваться с помощью новых материалов”.

cleared(data.content.description)

Крупные экспрессивные формы из натурального камня в интерьере киноцентра “Соловей” продолжали идею аркады главного фасада: своды из решетчатого полупрозрачного потолка и решения зала для того времени были более чем современны.

cleared(data.content.description)

Киноцентр появился в разгар кризиса кинематографа и расцвета видеосалонов. В конце 90-х годов там был ночной клуб “Арлекино”, откуда и появилась пятнистая расцветка фасада. Потом казино закрыли, и в итоге появился киноцентр “Соловей”, ставший настоящей киноплощадкой не только для одного района, но и для всей Москвы.

cleared(data.content.description)
Москвовед и директор музея “Пресня” Денис Ромодин

Москвовед и директор музея “Пресня” Денис Ромодин

Москвовед и директор музея “Пресня” Денис Ромодин

“Кинотеатр все еще популярен, однако его внутреннее пространство устарело, как и фрагменты навесного фасада 1990–2000-х годов, которые либо надо устранить, вернув первоначальный облик, либо модернизировать. То же самое надо сделать и с внутренним пространством, которое уже перестало удовлетворять потребностям современного киноцентра. Это вопросы именно модернизации, и здесь нужно понять, что целесообразнее — снести существующее здание и построить новый киноцентр или модернизировать существующее. Без киноцентра место станет пустым и безлюдным в вечернее время. Исчезнет и культурная точка на карте района и Москвы”.

“Кинотеатр все еще популярен, однако его внутреннее пространство устарело, как и фрагменты навесного фасада 1990–2000-х годов, которые либо надо устранить, вернув первоначальный облик, либо модернизировать. То же самое надо сделать и с внутренним пространством, которое уже перестало удовлетворять потребностям современного киноцентра. Это вопросы именно модернизации, и здесь нужно понять, что целесообразнее — снести существующее здание и построить новый киноцентр или модернизировать существующее. Без киноцентра место станет пустым и безлюдным в вечернее время. Исчезнет и культурная точка на карте района и Москвы”.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)
Автор мозаики в венгерском торгпредстве Зураб Церетели.
cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)
Читайте также