Притцкеровская премия — это своеобразный аналог Нобелевской премии. Ее в 1979 году основала семья Притцкеров, владельцы мировой сети отелей Hyatt, чтобы поощрить талант и инновационное мышление практикующих архитекторов, улучшающих мировой архитектурный ландшафт.
Каждый год состав жюри обновляется, а победитель определяется закрытым голосованием. Он получает бронзовый медальон, грант в размере $100 000 и официальный сертификата о статусе лауреата.
1979: Филип Джонсон
Первым архитектором, удостоенным Притцкеровской премии, стал Филип Джонсон — лидер постмодернизма, приверженец чистых геометрических форм и конструкций из стали и стекла, который получил прозвище “Мис ван дер Джонсон”. Филип — автор легендарного "Стеклянного дома" (Коннектикут, США, 1949), Бостонской библиотеки (США, 1973), Национального банка Америки (Даллас, Техас, США, 1987) и других значимых сооружений.
На церемонии награждения он произнес латинское изречение "Аrs longa, vita brevis" – жизнь коротка, искусство вечно. Тем не менее эта цитата стала отчасти неверной: архитектуру удалось прожить долгие 99 лет и более полувека оставаться самым модным и влиятельным архитектором Америки.
1980: Луис Барраган
Барраган писал: "Я верю, что любое произведение искусства достигает совершенства, если передает ощущение тишины, радости и спокойствия". Среди его самых известных работ: собственный дом (Мехико, Мексика, 1948), сад "Лас Арболедас" (Мехико, Мексика, 1962), конюшня "Сан-Кристобаль" (Мехико, Мексика).
1981: Джеймс Стирлинг
Агрессивные геометрические объемы, экспрессивная стилистика, асимметрия и брутальность ярко выражены в его проекте инженерного корпуса Лестерского университета (Великобритания, 1963). Более позднее его творение – Новая государственная галерея в Штутгарте (Германия, 1984) – выполнено в другой манере и перекликается с архитектурой античности и барокко. Джеймс Стирлинг называл себя человеком с "широким кругом интересов и, судя по всему, эклектическими склонностями".
1982: Кевин Роч
Роч стал знаменит благодаря проекту манхэттенского офиса Фонда Форда (Нью-Йорк, 1967), ставшему ярким примером атриумной архитектуры. Вместе со своим компаньоном Джоном Динкелу Роч спроектировал Арку в Сент-Луисе, Международный аэропорт в Вашингтоне, Центр современного искусства (Массачусетский университет, 1974), комплекс офисных зданий "Пирамиды" в Индианаполисе (1972) и др. Попытки причислить Кевина Роча к определенному направлению провалились. Он говорил: "Это не пост- и не премодернизм. Это просто самое очевидное решение, которое я мог предложить".
1983: Йо Мин Пей (Бэй Юймин)
Автор одних из самых красивых интерьерных пространств и экстерьерных форм. Его стеклянная пирамида в Лувре (проект "Большой Лувр", 1989) известна каждому. Проекты Пея узнаваемы благодаря чистой геометрии и графике. Он спроектировал Художественный музей Эверсон, (Нью-Йорк, 1968), восточное крыло Национальной галереи искусств (Вашингтон, 1974), башню Китайского банка (Гонконг, 1982) и др.
1984: Ричард Мейер
Входил в "Нью-Йоркскую пятерку" архитекторов-пуристов, которые стремились к рационализму, первичной форме, чистоте и лаконичности архитектуры. Узнаваемый стиль Мейера – это белоснежные здания с характерным сетчатым рисунком облицовки, среди которых: Смитс Хаус (Дариен, Коннектикут, 1965–1967), Дуглас Хаус (Харбор-Спрингс, Мичиган, 1973), Музей современного искусства (Барселона, Испания, 1995) и др.
1985: Ханс Холляйн
Холляйн выступал за "чувственную" архитектуру и был отмечен за мастерство формы, цвета и сочетаний деталей из самых разных материалов, от мрамора до пластика. В избранные работы Ханса Холляйна входят: свечной магазин Ретти (Вена, 1965), Музей Абтайберг (Мёнхенгладбах, 1972–1982), Музей стекла и керамики (Тегеран, 1978) и др. Кроме того, Холляйн состоялся как художник, чьи произведения хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.
1986: Готтфрид Бём
Бём известен прежде всего благодаря проектам современных церковных сооружений, среди которых: церковь Воскресения Христа (Кёльн, 1967–1970), церковь Святой Анны (Хэммерн, 1963), церковь Святого Духа (Эссен, 1955–1956) и др. Для архитектора важной задачей было проектирование "связей": между новым и старым, между идеей и реальным воплощением, между зданием и контекстом.
1987: Кензо Танге
Японский архитектор, ставший классиком еще при жизни. Спортивный комплекс для Олимпийских игр (Токио, 1964) считается одним из самых красивых спортивных сооружений XX века. Кензо Танге также спроектировал токийский собор Святой Марии (Япония, 1955) и Хиросимский мемориал (Япония, 1955), что послужило началом нового развития современной архитектуры Японии. Жюри премии охарактеризовало архитектуру Кензо Танге как "возникшую из древних и забытых времен, трогающую сердца и захватывающую дух".
1988: Оскар Нимейер
Нимейер выразил в пластичных железобетонных сооружениях историю и дух своей страны. Несомненное произведение искусства и главное творение Оскара Нимейера – столица Бразилии, Бразилиа. Уникальный стиль автора узнаваем в Музее современного искусства в Нитерое (Бразилия, 1996) и в Аудитории "Ибирапуэра" (Сан-Паулу, 2002).
1988: Гордон Буншафт
Проекты небоскребов Буншафта, например нью-йоркский офис британской мыловаренной компании братьев Леверов (1951–1952), оказали большое влияние на развитие архитектуры высотных зданий. Среди других известных работ архитектора – новое помещение галереи Олбрайта и Нокса в родном Буффало (1962) и библиотека Бейнеке в Йельском университете (1963). Современные технологии и материалы, высокие стандарты проектирования были особенно отмечены жюри премии.
1989: Фрэнк Гери
Был отмечен престижной премией за мятежный дух экспрессивной архитектуры, смелые эксперименты и художественность. Гери принадлежат самые известные образцы архитектуры деконструктивизма — музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе (1993), музей Гуггенхейма в Бильбао (1997), концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003), а также Павильон Притцкера (Чикаго, 2004).
1990: Альдо Росси
Его проекты относят к течению постмодернизма. Аскетичные фасады и сложные, продуманные планировки отличают его знаменитые сооружения: Здание делового центра правления (Перуджа, Италия, 1988), театр Карло Феличе (Генуя, Италия, 1991), квартал Щютценштрассе (Берлин, Германия, 1998) и др.
1991: Роберт Вентури
В своей книге "Сложности и противоречия в архитектуре" (1967) Вентури заявил "меньше – значит скучнее". Простоте и ясности модернизма он противопоставил неопределенность и двусмысленность нового направления. Яркой иллюстрацией манифеста Роберта Вентури стали реализованные проекты: Дом его матери, Ваны Вентури (Филадельфия, 1964), Гордон-Ву-холл в Принстонском университете (Нью-Джерси, 1983), дом и студия Кокс-Гайдна (Род-Айленд, 1981).
1992: Алваро Сиза
Отличительные черты его проектов – ясность форм, свет и воздух, упорядоченность и честность, наиболее характерные для ранних модернистов. Члены жюри премии особенно отметили способность архитектуры Алваро Сизы воздействовать на чувства и поднимать дух. Среди более 140 реализованных проектов – знаменитые архитектурный факультет Университета Порто в Португалии и павильон Португалии на "ЭКСПО 1998" (Лиссабон, Португалия).
1993: Фумихико Маки
Фумихико Маки входил в авангардную группу архитекторов "метаболистов", основной идеей которых были пластичность и вариативность архитектуры и ее непременная связь с окружением. Наиболее известны такие сооружения автора, как: Музей Ага Хана (Торонто, Канада), Музей штата Бихар (Патна, Индия), Комплекс Hillside Terrace, (Токио, Япония, 1992) и др.
1994: Кристиан де Портзампарк
Жюри назвало Кристиана де Портзампарка великим композитором, сочетающим пространство, текстуру, форму, свет и цвет уникальным образом. Среди известных сооружений архитектора Люксембургская филармония (2005), винодельня Шато Шеваль-Блан (Сент-Эмильон, Франция, 2011), башня One57 (Нью-Йорк, США, 2010) и др.
1995: Тадао Андо
Своей миссий Андо считал восстановление союза между природой и архитектурным сооружением. Он ценил строительное ремесло, которое дополняло его дизайн. Критики нередко называли его больше строителем, чем архитектором. Лаконичные формы из бетона характерны для многих его проектов, среди которых: церковь Света, (Ибараки, Осака, Япония,1989), Музей современного искусства (о. Наосима, Япония), жилой комплекс "Рокко" (Кобэ, Япония, 1993) и др.
1996: Рафаэль Монео
Среди его работ – совершенно разные по функциональности проекты, от церквей до вокзалов, самые известные из которых собор Богоматери Ангелов (Лос-Анджелес, США, 2002), вокзал Аточа (Мадрид, Испания, 1992). Несомненно, значимыми являются проекты таких музеев, как: новый корпус Музея Прадо (Мадрид, Испания, 2007), Национальный музей римского искусства (Мерида, Испания, 1985).
1997: Сверре Фен
Жюри было отмечено, что сооружения Сверре Фена гармонично существуют в природном ландшафте, неподвластны моде и отличаются индивидуальностью и самобытностью. Яркие проекты архитектора: Норвежский музей ледников в деревне Фьёрланд (Норвегия, 1991), музей Хедмарка в Хамаре (Норвегия, 1979) а также частные дома в Швеции и Норвегии.
1998: Ренцо Пьяно
Ренцо Пьяно переосмыслил современную архитектуру и внес свой вклад в ее развитие, создав удивительный сплав архитектуры, искусства и инженерной мысли. Он также стал известен как мастер крупномасштабных проектов, таких как терминал международного аэропорта Кансай (Осака, Япония, 1994), Культурный центр имени Жан-Мари Тжибау (Нумеа, Новая Каледония, 1998), концертный зал Parco della Musica в Аквиле (Италия, 2012) и др.
1999: Норман Фостер
Живой классик, экспериментатор и новатор, автор броских архитектурных сооружений, вызывающих неоднозначную реакцию у критиков. Высотные здания Фостера из стали и стекла возвышаются практически в каждом мегаполисе: здание швейцарской страховой компании Swiss Re (Лондон), башня Hearst Tower (Нью-Йорк, 2006), башня The Bow (Калгари, Канада), Коммерцбанк-Тауэр (Франкфурт, 2004) и др.
2000: Рем Колхас
Его авторству принадлежат проекты Роттердамского художественного музея (1992), Центральной библиотеки Сиэтла (2004), посольства Нидерландов в Берлине (2003) и других проектов по всему миру, в том числе в России. Колхас стал лауреатом премии не только как выдающийся практикующий архитектор, но и благодаря важным научным работам, исследованиям, публикациям и выступлениям.
2001: Жак Херцог и Пьер де Мёрон
Неизменные материалы в их палитре – это простые и честные бетон, металл, кирпич, камень и стекло. Проекты Херцога и де Мёрона – центр "Кайха Форум" (Мадрид, 2010), галерея Тейт Модерн II (Лондон, 2012), реконструкция Порта-Вольта, проект фонда Feltrinelli (Милан, 2012) и другие –признаны жюри высоким искусством.
2002: Гленн Мёркатт
Автор современных частных домов в духе модернизма, которые отличаются экологичностью, связью с ландшафтом и местными традициями. Работает архитектор в основном один, иногда привлекая коллег. За свою сорокалетнюю карьеру Гленн Мёркатт реализовал более 500 частных домов, в основном в Австралии, среди которых Фредерикс-Хаус (1982), Мэгни-Хаус (1984), Марика-Элдертон-Хаус (1994) и др.
2003: Йорн Утсон
В проектах Утсона переплетаются архитектурные мотивы разных стран и культур, в том числе родной Скандинавии. Среди других известных сооружений архитектора – Национальная ассамблея в Кувейте (1982) и церковь Bagsvaerd (Копенгаген, Дания, 1976). Архитектура Йорна Утсона была отмечена жюри за актуальность, современность и опережение времени.
2004: Заха Хадид
Постоянный победитель конкурсов, благодаря которым Хадид стала мировой знаменитостью. Внутреннее движение, деформация и растягивание рамок привычного пространства присущи проектам Захи Хадид, среди которых наиболее значимыми являются Центр Гейдара Алиева (Баку, Азербайджан, 2012), Комплекс Galaxy SOHO (Пекин, 2014), Центр современного искусства Розенталя (Цинциннати, Огайо, 2003).
2005: Том Мейн
Мейн и его бюро Morphosis были отмечены за создание оригинального архитектурного ландшафта южной Калифорнии, в частности уникальных зданий в Лос-Анджелесе, среди которых Научный центр (2004), колледж Эмерсона (2014), квартал Caltrans District 7 и др.
2006: Паулу Мендес да Роша
"Бразилия не та страна, которая может бездумно тратить деньги на “показушную” архитектуру. Это просто оскорбительно для нашего народа", – поясняет свой стиль архитектор. Именно в таком ключе созданы проекты да Роша: Бразильский музей скульптуры (Сан-Паулу, 1988) и резиденция Марио Масетти (Сан-Паулу, 1995).
2007: Ричард Роджерс
В проектах Роджерса инженерные системы были выведены на фасады, таким образом они стали элементами дизайна. Культовым в истории архитектуры является здание Lloyd's в лондонском Сити (1986).
2008: Жан Нувель
Его сооружения – это "нужные здания на нужном месте": башня Торре Агбар в Барселоне (2005), Институт Арабского мира (Париж, 1987), небоскрёб на 11-й авеню, 100 в Нью-Йорке (2010) и др.
2009: Петер Цумтор
Теоретик архитектуры, автор книги "Мыслящая архитектура". Произведения Цумтора всегда сдержанны, но выразительны: Музей "Колумба" (Кёльн, Германия), часовня Брата Клауса (Германия), Термальные бани (Вальс, Швейцария), капелла Св. Бенедикта (Сумвич, Швейцария).
2010: Кадзуё Седзима и Рюэ Нисидзава
Воздух, свет, легкость и прозрачность характерны для проектов: О-Музей (Нагано, Япония, 1999), учебный центр "Ролекс" (Лозанна, Швейцария, 2009), стеклянный павильон Музея искусств Толидо (США, 2006) и др.
2011: Эдуарду Соуту-Моура
Среди его известных сооружений: стадион в городе Брага (2003), метрополитен в Порту (2004), галерея "Серпентайн" в Лондоне, совместно с Алваро Сиза (2005), Музей Паулы Рего "Дом историй" в городе Кашкайш около Лиссабона (2009) и др.
2012: Ван Шу
В список самых известных и значимых проектов Ван Шу входят: Музей искусств в Нинбо (2005), библиотека колледжа Wenzheng (Китай, 2000), павильон Нинбо Тэнту (Шанхай, "Экспо", 2010).
2013: Тойо Ито
Его сооружения легкие, скульптурные и певучие. Они были отмечены жюри как "вневременные": Центр искусств в Мацумото (2004), Медиатека в Сэндае (2000), Магазин TOD’s в Токио (2004), библиотека Университета искусств Тамма (Токио, Япония, 2007).
2014: Сигеру Бан
В своих работах он использует нетрадиционные материалы, такие как бамбук, ткань, бумага и пластик. Его известные произведения: картонный собор в Крайстчерче (Новая Зеландия), выставочный павильон Музея современного искусства "Гараж" (Москва, 2012), павильон Японии на EXPO 2000.
2015: Фрай Отто
В 2015 году престижную архитектурную премию получил Фрай Отто. Немецкий архитектор спроектировал павильон ФРГ на Всемирной выставке в Монреале в 1967, спортивные сооружения для Олимпиады в Мюнхене в 1972 году, японский павильон на Всемирной выставке–2000 в Ганновере (совместно с Сигеру Баном) и другие сооружения, отличительной чертой которых является уникальная ажурная конструкция и тентовое перекрытие.
Фрай Отто родился в Германии в 1925 году. Он получил архитектурное образование в Берлинском техническом университете, а затем продолжил обучение в США, где познакомился с работами знаменитых архитекторов: Ричарда Нойтры, Людвига Мис ван дер Роэ, Райта и др. В 1954-м Отто защитил докторскую диссертацию на тему "Подвесные тентовые перекрытия", которая была издана на трёх языках.
Впервые немецкий архитектор стал известен благодаря временным павильонам для выставок. Эти функциональные конструкции легко возводились и демонтировались, при этом выглядели эстетично. Свои архитектурные сооружения Фрай Отто противопоставлял тяжеловесным и монументальным зданиям, возводимым в фашистской Германии. Сторонник устойчивого развития и сохранения ресурсов, он создавал лёгкие, не требующие большого количества материала, экономичные, быстровозводимые, ажурные и невесомые конструкции.
Фрай Отто одним из первых стал применять трехмерное моделирование, без которого сегодня не обходится ни одно архитектурное бюро. Сложные формы парящих тентовых конструкций появились благодаря его наблюдению за природой и заимствованию биологических форм и структур. В его архитектуре можно разглядеть формы гор, скал, снежных вершин и пиков волн.
О том, что ему присудили престижную премию, Фрай Отто узнал на девяностом году жизни. Через несколько дней, 9 марта, он скончался.
2016: Алехандро Аравена
Алехандро Аравена родился 22 июня 1967 года в Сантьяго. Архитектурное образование он получил в Католическом Университете Чили, а затем обучался в Венецианском институте архитектуры и Венецианской академии изящных искусств. Еще в студенческие годы Аравена принял участие в конкурсе на Венецианский приз 5-й Международной архитектурной выставки Венецианской биеннале, а в этом году будет ее куратором.
С 2000-2005 гг. архитектор преподавал в Гарвардском университете. Там он познакомился с инженером Андреа Якобелли, с которым в 2001 году основали Elemental – лабораторию дел (do tank), а не просто идей (think tank). Компания занимается строительством социального жилья, общественных пространств, инфраструктуры. Жюри премии считает, что от других Алехандро Аравену отличает его интерес к строительству доступного жилья. Архитектор со своей командой спроектировало порядка 2500 квартир и односемейных домов. Эти проекты успешны не только за счет профессионального архитектурного подхода, но благодаря вкладу местных жителей.
Одним из ярких примеров такой совместной работы стал жилой комплекс Villa Verde Housing в Чили. Этот проект изменил представление о типовом жилье. Аравена с партнерами построили половину дома, оставив пространство для второй. По договоренности жителя должны были достроить вторую часть сами. Такое решение помогло уложиться в ограниченный бюджет и избавить типовую застройку от монотонности. По мнению Томаса Притцкера, Алехандро Аравена своей деятельностью демонстрирует, как архитектура может улучшить жизни людей.
2017: Рафаэль Аранда, Кармен Пихем и Рамон Вильальта
Рафаэль Аранда, Кармен Пихем и Рамон Вилальта вместе уже очень давно – с тех пор, как они закончили Школу Архитектуры в каталонском городе Вальесе. Спустя год, в 1988, они создали собственное бюро RCR Arquitectes в их родном городе Олоте, и сразу же выиграли архитектурный конкурс, организованный испанским правительством.
Практически все проекты этого бюро построены в Каталонии, и лишь совсем недавно они начали выходить за границы Испании и создавать проекты в других странах Европы. Например, в 2014 году был открыт музей знаменитого французского художника-абстракциониста Пьера Сулажа во французском Родезе – редкий случай, когда современный художник еще при жизни получает собственный музей. Несмотря на то, что постройки RCR Arquitectes чаще можно увидеть на территории Каталонии, Аранда, Пихем и Вилальта постоянно участвуют в международных выставках и Венецианских архитектурных биеннале, начиная с 2000 года. Кроме того, на их счету множество архитектурных премией разного уровня.
Кроме того, RCR Arquitectes строят творческий процесс с опорой на природу: "Мы любим говорить с природой. И верим в то, что архитектура способна «передавать» в себе саму природу". Каталонские архитекторы завоевали сердца жюри еще и тем, что всегда выбирают натуральные материалы и делают "максимум из минимума средств".
Аранда, Пихем и Вилальта также подчеркивают свое трепетное отношение к тому месту, где будет построен объект. "Мы привыкли "прочитывать" место, потому что оно говорит с нами на собственном алфавите, придуманном специального для этого места и нас", – рассказывает Кармен Пихем.
Жюри Притцкеровской премии особо отметило "взвешенный и продуманный подход к архитектуре" каталонского бюро. "Все их проекты имеют сильнейшую привязанность к месту и его чуткое понимание. Эта связь происходит из осмысления история, естественной топографии, культуры и обычаев и помимо всего прочего – наблюдения и экспериментов со светом, тенью, цветами и временами года. Выбор материалов, расположение зданий, их геометрия – все это тщательно продумывается, для того чтобы выделить естественную среду и встроить в нее здание".
2018: Балкришна Доши
Балкришна Доши стал первым индийцем, удостоенным этой премии. “Архитектура Доши исследует взаимосвязь между фундаментальными потребностями человека и традициями — все это происходит в контексте с окружающей средой, а главное, через призму модернизма”, — говорится в заявлении представителей комитета Притцкеровской премии.
Среди известных работ Архитектурная школа Cept в Ахмадабаде, Студия Sangath, Институт управления в Бангалоре и другие.
2019: Арата Исодзаки
Жюри описало Исодзаки как “обладателя энциклопедических знаний об архитектуре, блестящего теоретика и при этом неутомимого авангардиста”, а мы лишь добавим, что это человек, который видел рождение и смерть главных архитектурных теорий ХХ века, но остался верен своему уникальному стилю.
Фото: Hisao Suzuki; Javier Lorenzo Domínguez; Eugeni Pons; frei otto; diomedia; getty; pritzkerprize.com; архивы пресс-служб