Юрий Лужков не считал себя специалистом в области архитектуры, в одном из интервью он даже отметил, что “всегда слушал экспертов и никогда не навязывал свою точку зрения”. Тем не менее у бывшего мэра были достаточно конкретные предпочтения, которые и легли в основу “лужковского стиля”.
У этого неологизма много синонимов: “лужковская архитектура”, “московский стиль 90-х”, “лужковский постмодернизм”. Но под этим всегда подразумевается одно: это здание с излишним декором, в котором смешиваются элементы разных стилей, порой неуместные и даже нелепые. Сам мэр называл это “российской эклектикой”.
Instagram content
Пять признаков лужковского стиля:
1. Излишний декор на фасаде: башенки, балясины, карнизы, колонны.
2. Большое количество стекла: не только на фасаде, но и на крыше.
3. Смешение стилей из разных эпох как протест против советского модерна.
4. Китч. “Архитектура строилась как некая оппозиция официальному холодному брежневскому стилю. Вместо этого Юрий Михайлович желал видеть Москву празднично-пряничную, отчасти сказочную, игровую” (искусствовед и архитектурный критик Григорий Ревзин).
5. Недорогие материалы. Зачастую для отделки выбирали дешевый керамогранит.
Instagram content
Пять зданий в “лужковском стиле”
Многофункциональный комплекс “Белый лебедь” разместился на месте старого ресторана индийской кухни “Джалтаранг” по проекту Ю. Шевердяева. Если старая постройка из стекла выглядела легкой и изящной, то новая массивная конструкция не совсем гармонично вписалась в ландшафт чистопрудного бульвара. Мощное здание с асимметричным фасадом, украшенным ордером, разделило улицу на две половины и сделало озеро визуально меньше.
Instagram content
Фонтан установили на Никитской площади не случайно: неподалеку раньше жила семья Натальи Гончаровой. Сооружение представляет собой ротонду с колоннами из серого мрамора и золотистым куполом, внутри которой находятся скульптуры Пушкина и Гончаровой. С некоторых ракурсов фигуры почти не видно, поэтому фонтан часто критиковали за его непропорциональность. Архитектор Михаил Белов так описывал свой проект: “Это единственный объект в мире, у которого есть вертикальная точка схода: там раструбы колонн и купол соединяются в перспективе. Ни у Борромини, ни у Палладио такого не было! Я хотел сделать нечто среднее между античным храмом и псковским грибом-боровиком, который чудесным образом вылез из земли (что для меня и есть Пушкин). Без всякого юмора, с пиететом. И мне кажется, он врос, этот гриб, и держит площадь, стал ее винтиком. При этом все утилитарно: всего лишь пешеходный переход, а одновременно еще и фонтан”.
Instagram content
Дом в виде яйца Фаберже — один из самых известных примеров архитектуры лужковского периода. Здание построили в 2000–2002 годах по проекту мастерской Сергея Ткаченко, галериста Марата Гельмана и группы “Обледенение архитекторов”. Это четырехэтажное сооружение площадью 342 м² вмещает в себя две спальни с балконами, две кухни, столовую, гостиную, сауну и большую мансарду с потолками, покрытыми художественной росписью в духе Ренессанса. Кроме того, здесь есть лифт и подземный гараж. Фасад здания отделан керамической плиткой, а медная крыша оборудована системой от наледи. Кстати, сейчас дом продают за 406 миллионов рублей.
Instagram content
Еще один проект Сергея Ткаченко — жилой дом, вмещающий всего 28 квартир. Здание украшают собственный герб, 12 скульптур, выполненных с притязанием на античность, а также два удивительных сооружения на крыше: витая башня и конструкция, напоминающая “шапку из взбитых сливок”.
Instagram content
Центр оперного пения Галины Вишневской спроектировал архитектор Михаила Посохин-младший. Он постарался избежать образа сталинского комплекса, поэтому добавил эркеры, которые решил подчеркнуть ордером. Не обошлось и без другого смешения стилей: на колоннаде можно увидеть как дорические капители, так и коринфские.
Instagram content
Фото: instagram