Самый известный и крупный мемориал жертвам Холокоста до этого был построен в Берлине архитектором Питером Айзенманом. Этот проект был встречен критикой и непониманием, однако в 2005 году, после окончания строительства, его признали одним из важнейших архитектурных памятников Берлина. Мемориал представляет собой лабиринт из бетонных плит разной высоты, всего их – 2751.
Новый Мемориал жертвам холокоста в Лондоне расположится недалеко от Парламента, в парке Виктория Тауэр Гарденс. В конкурсе участвуют 10 команд, состоящих из архитекторов, дизайнеров и художников. Помимо мемориала условия конкурса требуют создания проекта Информационного центра площадью примерно 2650 м². Его цель – «с помощью архитектуры, дизайна и интерпретации рассказать людям о страшной трагедии и передать ее масштаб». Конкурс проходит в несколько этапов, последний из которых – объявление победителей – пройдет летом 2017 года. Пока что любой желающий может голосовать онлайн за понравившийся ему проект.
Дэвид Аджайе и Рон Арад создали мемориал, конструкция которого строится вокруг архитектурных слоев. «Наша цель – представить не статичный символ трагедии, а живущий своей жизнью монумент, который способен влиять на его посетителей и чувствовать их воздействие в ответ».
Проект мемориала под началом бюро Allied Works представляет собой «петлю», которая встроена в лужайку парка Виктория Тауер Гарденс. Авторы проекта сравнивают форму мемориала с религиозным облачением иудеев – плащом талитом. «Мы создали не конкретный объект, а священное место для единения голосов выживших. Место для того, чтобы собираться вместе, слушать и помнить».
Центром мемориала Капур и бюро Захи Хадид является огромная скала. Она отсылает нас к древним еврейским традициям, по которым в местах памяти всегда есть горы и камни, которые символизируют монументальность природы и присутствие ее в нашей жизни как невидимого свидетеля. Информационный центр скрыт под землей, как и во всех других проектах шорт-листа.
Проект этой команды не похож на все остальные. Архитекторы и художники решили создать мемориал в виде нескольких светящихся скульптур, повторяющих архитектурный ансамбль парка. Под ними расположатся пустые пространства, в которые сверху будет проникать дневной свет. Эти пространства архитекторы назвали «Залом голосов».
Мемориал от команды Diamond Schmitt Architects представляет собой круглый монумент, внутри которого располагается его смысловая часть. «Осознание масштабов трагедии и последствий нетерпимости – главная цель нашего мемориала и долг Великобритании».
Мемориал от Foster + Partners и художницы Михаль Ровнер выглядит минималистично – это дорога, уходящая в глубь земли. Такая форма является отсылкой к железнодорожным рельсам, заканчивающимся в концлагерях, или выложенным кирпичом коридорам, ведущим к газовым камерам. Кроме того, у начала рампы, ведущей в глубь земли, расположится памятник, посвященный книгам. Тем книгам, которые нацисты начали публично и массово сжигать в 1933 году.
Бюро Heneghan Peng представило на конкурс мемориал в виде уха, которое «соединяет посетителей с голосами и признаниями тех, кто пережил Холокост». Все стены мемориала оборудованы акустической системой, которая передает голоса и звуки.
Эта команда, так же как Аниш Капур и бюро Захи Хадид, затрагивает тему камня, важную в иудаизме. По еврейской традиции, камешек, лежащий на могиле, обозначает визит родственников, почтивших память умершего. Поэтому центр всего мемориала – 6 миллионов камней, сложенных вместе, в честь погибших.
Мемориал этих архитекторов представляет собой две арки, смотрящие друг на друга. Одна из них – это Холокост, а вторая – осознание и определение его Великобританией. Авторы также сравнивают стальные арки с железнодорожными рельсами и обращаются к теме пути. Образовательный центр, как и в других проектах, расположен под землей.
Чтобы попасть внутрь этого мемориала, посетитель погружается в темноту: снаружи он выглядит как огромная, темная, металлическая грань, прорезающая небо. Вниз ведет широкая деревянная дорожка, и под землей освещаются лишь части выставочного зала. Из темноты ведет эта же дорожка, которую авторы назвали «Дорогой Надежды».
Текст: Софья Карпенко