Нью-йоркское бюро L.E.F.T Architects создало миниатюрную мечеть с полупрозрачным минаретом в ливанском городе Мухтара.
Мечеть площадью 100 м² встроена в существующее старинное здание, облицованное кирпичом. Внутри него архитекторов привлекли выразительные перекрестные своды, которые они полностью приспособили под новый интерьер мечети.
Авторы проекта добавили кирпичному строению ключевой элемент – минарет – легкую решетчатую структуру, возвышающуюся над массивным строением. Кроме того, рядом с мечетью образовалось новое общественное пространство: площадь с лавочками, фонтанами и местом для омовения.
Главной задачей архитекторов в этом проекте было сделать так, чтобы здание мечети было обращено к Мекке, как того требуют каноны религии. Поэтому основной акцент в архитектурном дизайне сделан на трансформации пространства, окружающего ландшафта и интерьера.
Стройный решетчатый минарет cоединен с изящным навесом и волнистой стеной, выходящей на площадь перед мечетью. Легкая конструкция не только создает важное пограничное пространство между интимным интерьером мечети и улицей, но и «оберегает» здание от лишней суеты.
Своеобразная «оболочка» мечети выполнена из металлических белых панелей, которые так же, как и минарет, обращены к Мекке. При смене угла обзора облик мечети также меняется, и это добавляет зданию некую иллюзорность: в какой-то момент белые панели становятся прозрачными.
В отличие от классической структуры мечети (куб/купол/минарет), этот проект предлагает более легкое прочтение религиозной святыни, а эти выпукло-вогнутые поверхности, обволакивающие здание, выводят внутреннее пространство мечети на улицу. На вершине минарета выложено слово «Аллах» – оно выгравировано в самой структуре башни. Ниже, на изогнутой стене перед входом в мечеть, в таком же стиле выложено слово «Человек».
Интерьер мечети строится вокруг белоснежных сводов. В одном из них прорезано окно, через которое в Михраб (ниша в мечети, указывающая направление на Мекку) попадает дневной свет. Кроме того, через это окно виден белоснежный полупрозрачный минарет.
Противоположная стена отделана деревом и дополнена словом «Читать». Этот элемент дизайна является аллюзией на одно из мусульманских учений, в котором говорится о том, что первое слово в Коране – «читать».
По мнению архитекторов, их дизайн – это торжество современности, идеально сочетаемой с традициями ислама.
Текст: Софья Карпенко
Фото: Iwan Baan; Ieva Saudargaite