Француз Руди Риччотти – не самая главная звезда среди архитекторов, поработавших последнее время в Марселе (Массимилиано Фуксас, Норман Фостер, Кенго Кума и др.), однако именно ему достался самый лакомый кусочек бурной стройки.
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья сразу задумывался как местный Гуггенхайм, архитектурная и культурная достопримечательность, которая сама по себе может стать поводом для поездки в город. За немного туманным названием скрывается идея показать тесные и не всегда мирные взаимоотношения народов Средиземноморья, от завоеваний Римской империи до современной эмиграции из стран Магриба.
В этом контексте выбор архитектора – француза алжирского происхождения, живущего на юге Франции, – кажется более чем логичным. Расположение музея в порту прямо у подножия форта Сен-Жан, построенного в 1660 году Людовиком XIV, тоже символично. Марсель вообще, и конкретно причал J4, отданный под музей, – это средиземноморские ворота Европы.
Через них прошла армия Наполеона, беженцы разных войн и революций, жители бывших колоний и охотники за шармом Старого Света. Словом, от Риччотти требовалась не просто архитектура-аттракцион, но архитектура-символ, как бы прелюдия к истории, которая будет рассказана внутри.
В постройке Руди Ричотти Магриб и Европа уживаются мирно, не то что в истории. “Мой музей, – говорит автор, – это, безусловно, образец современной европейской архитектуры. Но если рассматривать его в деталях, станет понятно, что тут есть арабское влияние. Больше всего к нему подходит определение “вертикальная касба”. Так называют в магрибской архитектуре крепость, и здание музея действительно на нее похоже”. Оно состоит из двух параллелепипедов, вставленных один в другой.
Ажурный внешний, отлитый из бетона, представляет собой защитную оболочку; внутренний, из стекла и бетонных колонн, и есть собственно музей с залами и прочими помещениями. В отличие от глухих крепостных стен бетонное кружево может защитить разве что от солнечных лучей – как и его прототип, арабские ставни мушарабия. Между внутренним и внешним объемами проложен пандус, начинающийся на первом этаже, плавно опоясывающий музей и выходящий на крышу. Это уже отсыл к архитектуре Месопотамии с ее зиккуратами.
С крыши нового здания на стену форта Сен-Жан, который отреставрировали и сделали частью музея, ведет 115-метровый мост. Еще один мост, 70-метровый, соединяет форт с самым старым кварталом Марселя, называемым “Корзина”. За практической необходимостью кроется еще один символ: новый музей, хоть и похожий на огромный лайнер на приколе, не стоит на отшибе, а крепко связан с историей и архитектурой города.
Руди Риччотти удовлетворил запросы политкорректных властей, обеспечил туристов и местных жителей отличным фоном для фотографий (кадры с кружевными тенями и виды с верхотуры мостика уже заполнили интернет) и при этом остался верен себе.
Кружева и перфорацию можно видеть в каждом втором его проекте (вспомним золотую сетку над отделом мусульманского искусства в Лувре). Колонны в виде стилизованных деревьев, на крыше сплетающихся в сплошную крону, архитектор тоже использовал не раз (из недавнего – Музей Кокто в Ментоне).
Риччотти не изменил и своему любимому материалу, фибробетону нового поколения, который обладает повышенной прочностью. У этого архитектора во Франции репутация свободолюбивого бунтаря, что не мешает ему регулярно выигрывать конкурсы на самые ответственные госзаказы.
Текст: Юлия Пешкова