novye-vysoty
Архитектура

Новые высоты

, обновлено 20 Сентября 2018
AD Magazine

В нашем мироощущении Россия редко ассоциируется с чем-то высокотехнологичным, хотя таким общественным транспортом, банковскими и IT-технологиями едва ли могут похвастаться мегаполисы еще какой-нибудь страны. Небоскребы, выросшие в Москва-Сити стали безусловным показателем строительных технологий и финансовых возможностей столицы, небоскребы появились в Екатеринбурге и сейчас троятся на Кавказе, но в Санкт-Петербурге произошло нечто особенное — башня «Лахта-центра» стала самой высокой в Европе.

Новые высоты - фото 1

Споры по поводу небоскреба продолжаются до сих пор, хотя сейчас уже очевидно, что он прекрасно вписался в контекст и не нарушает исторического единообразия Северной столицы. Поговорим о том, откуда вообще, пошло высотное строительство и почему стремление в небо заложено в человеческой природе.

В историческом контексте

Привычка американцев записать в актив своих достижений все, что только можно, сделала Нью-Йорк эталонным городом небоскребов. Однако, высотные здания начали строить задолго до того, как в Чикаго появилось знаменитое здание страховой компании The Home Insurance (42 м.), которое упорно называют первым небоскребом. Выше даже средневековая Пизанская башня (56 м) или знаменные болонские «падающие» башни (самая высокая из них Азинелли 97 м).

Уинстон Черчилль совершенно справедливо утверждал, что «города строят не архитекторы, а политики». Действительно, любая цивилизация, пыталась увековечить свои достижения через строительство высотных сооружений на протяжение всей истории человечества. В древности египетские пирамиды поднялись до отметки почти 150 м, века спустя выросли величественные башни кхмерского Ангкора и многоярусные пагоды Поднебесной. В средневековой Европе, как только то, или иное государство добивалось экономических успехов, сразу же вверх устремлялись шпили соборов, самые высокие из которых как, например, у церкви Святого Олафа в Таллине, Линкольнского собора в Англии или Ульмскиого собора в Германии были около 160 м.

ФОТО САГРАДА ФАМИЛИЯ (172 м) — Самый высоких храм в мире

Однако после Эйфелевой башни (324 м), которая, строго говоря, не является зданием как таковым, пальма высотного первенства, вместе со статуей свободы, изготовленной из российского металла по чертежам Эйфеля перебралась через Атлантику, прихватив лучших архитекторов и ученых, бежавших от ужасов двух мировых войн. Почти на полвека США стали фактически монополистами рынка высотного строительства — самый высокий небоскреб на планете — башня Kalifa, построен по проекту американского бюро.

На смену религии, а затем прогрессу (который был сродни культу на стыке XIX и ХХ веков) в прошлом веке во главу угла стало прославление достижений капитала или социалистического развития. В 1930 началась эпоха современных небоскребов — сверхвысоких зданий со стальным каркасом. Появились новые сортаменты бетонов и сталей, понадобились новые высотные конструкции (для радио, а затем и телевещания) и вскоре здания и сооружения поползли все выше и выше. Центры силы и развития в мире можно было буквально угадать по отметкам самых высоких шпилей и антенн.

Европейские реалии

Однако в Европу высотное строительство вернулось лишь в 90-х.

Сохраняется ли тренд высотной архитектуры в Европе сегодня?

Безусловно. И опять по нему стало легко отыскать все центры финансового благополучия — чем выше, тем прибыльнее.

ФОТО: Здание МГУ, возведенное в 1953 году, было самым высоким в Европе, пока в 1990 году во Франкфурте не был возведен Messeturm.

ФОТО: Лондон, Франкфурт, др столицы — c высочайшими зданиями краткая подпись. Архитектор, особенности, год высота.

ФОТО: Штаб-квартира Сommerzbank (259 м) возведенная по проекту Норманна Фостера во Франкфурте-на-Майне в 1997 году, больше 10 лет оставалась самым высоким зданием Европы.

Фото: Лондон Стэнд 306 метров. Высотная доминанта Лондона. Не прошло и года как ее обогнала московская новостройка Меркурий.

Россия в это время погрузилась в пучину безвластия 90-х, но очень скоро вспомнила советский принцип «перегнать, не догоняя». Уже в начале 2000 в Москве стали появляться новые высотки, а с 2013 года наша страна стала лидером высотного строительства в Европе — 8 из 10 небоскребов Старого света сегодня украшают российские столицы.

Фото: Москва-Сити. Здание Башни «Эволюция», спроектировало тоже арх бюро, которое разработала комплекс «Лахта-центр».

Заоблачные достижения

«Лахта-центр» — здание уникальное не только своей высотой и местоположением. Каждый из 110 этажей повернут почти на один градус (точнее на 0,82) по отношению к находящемуся ниже, что создает эффект закрученности. Эту динамику продолжает облицовка здания — стеклянный фасад, площадью в 100 тысяч квадратных метров, изогнут в соответствии с изгибом здания. Для этого стекло вставляется в стальные и алюминиевые рамы в виде параллелограмма с радиусом изгиба до четырех сантиметров.

Это здание свидетельствует об обоснованных амбициях компании «Газпром», Санкт-Петербурга и всей России.

Новые высоты - фото 2

Проект создал британский архитектор Тони Кеттл (Tony Kettle) из RMJM, и именно «Газпромом» навеяно символическое полыхающее газовое пламя. Это впечатление создает комплексная геометрия. Внизу башня кажется стройной, примерно на половине своей высоты она достигает самого большого диаметра, с тем, чтобы сузиться кверху и закончиться острием. Ее очертания напоминают пятиконечную звезду. По углам возводятся пять крыльев здания для офисов и переговорных помещений, расположенных вокруг кругообразного ядра, в котором находятся лифты, санитарные и технические помещения.

Новые высоты - фото 3

Вот что говорит сам архитектор: «Прежде чем вы сможете понять замысел дизайна башни, вам необходимо узнать, что послужило вдохновением для ее создания.

Для меня вдохновением стали расположение на берегу реки и барочная архитектура Растрелли, в городе. Поток воды, который на протяжении трети года представляет собой кристаллический лед, детали Зимнего дворца в стиле барокко и технологические достижения конструкции крепости, найденной на предполагаемом месте строительства, — все сложились в этом проекте. Моя идея заключалась в том, чтобы создать что-то, что было бы таким же легким и элегантным, как и исторические формы, и отражало изменения дневного света так же, как золотые купола и шпили. Только особенные здания нарушают горизонтальную панораму города, и в разные века ими становятся здания, которые прославляют религию, торговлю и коммуникации.

Башня была спроектирована как простой шпиль органичной формы с асимметричным остеклением, который смотрится как единичный ориентир в масштабе города. Обладая подчеркнуто простым элегантным фасадом, на самом деле здание состоит из пяти отдельных закрученных башен, каждая из которых имеет собственное панорамное остекление. Они объединяются и сужаются вокруг сужающегося круглого ядра с изолирующей обшивкой. Это не обычная башня, в ней лишь несколько одинаковых этажей, что делает ее строительство сложнее и дороже. Но эта башня стоит затраченных средств, и ее успех будет оцениваться тем, насколько красивой и запоминающейся она является, представляя собой настоящую достопримечательность, особенную в плане уникальности, новизны и характеристик.

О проекте «Лахта-центр» можно сказать, что это уникальный вызов для подрядчиков в сфере высотного строительства, требующий от них выхода за рамки технологий, испытанных на практике, и внедрения инноваций для создания нового.

«Газпром» проявил дальновидность и решительность, чтобы построить это здание, и теперь оно – уникальная достопримечательность. Надеюсь, что после завершения строительства «Лахта-центр» оценят и полюбят жители Санкт-Петербурга и России».

По мнению главы мастерской Speech, известного архитектора Сергея Чобана, «Лахта-центр» однозначно создает хороший импульс к развитию города. «Без столичных функций, штаб-квартир крупных корпораций город с многомиллионным населением сегодня выжить не способен. К сожалению, никакой другой модели для скорейшего развития города пока не выработано. Появление «Лахта-центр» и переезд в него «Газпрома» положительно скажется на бюджете города и рынке недвижимости».

Вперед и вверх

Оставив в стороне политику и корпорации, можно вспомнить максиму из книги Льва Гумилева «Этногенез и биосфера Земли», в которой он напрямую связывает понятия менталитет и ландшафт и формулирует простую закономерность: «Место расселения определяет менталитет». Архитектура как искусственный ландшафт, несомненно, влияет на сознание и состояние наше и будущих поколений. Естественный ландшафт создает нас, мы же, строя города, создаем искусственный ландшафт, который в свою очередь продолжает создавать нас. Вне сомнений, «Лахта-центр» станет не просто новой городской доминантой и достопримечательностью, а вдохнет новую жизнь в панораму Североной столицы, придаст ее жизни больше динамики и блеска.

Новые высоты - фото 4
Читайте также