В Кутаиси, куда из Тбилиси в прошлом году переехал государственный парламент Грузии, голландское архитектурное бюро UNStudio закончило строительство нового пассажирского терминала международного аэропорта имени грузинского царя Давида Строителя.
Над проектом полной модернизации аэропорта голландские архитекторы работали около двух лет, превратив старый терминал местного значения в современный аэровокзал, пока, правда, обслуживающий всего около 30 рейсов в неделю.
Архитектурную мастерскую UNStudio в 1988 году организовали архитектор Бен ван Беркел, успевший до этого поработать у Захи Хадид и Сантьяго Калатравы, и историк и теоретик архитектуры Каролина Бос. В Кутаиси перед ними стояла задача превратить аэропорт города, функции и жизнь которого кардинально изменились с переносом туда парламента, в большой международный терминал, способный принимать десятки воздушных судов в день.
Работая над проектом, голландцы отталкивались от истории и традиционной архитектуры Грузии. Здесь, как во многих южных странах, здания часто представляют собой постройку вокруг открытого двора. Взяв на вооружение эту архитектурную особенность, голландцы спроектировали терминал площадью 4,5 тысячи квадратных метров в форме прямоугольного бублика, центральная часть которого отведена улетающим пассажирам.
Новый аэропорт должен стать воротами в обновленную Грузию, страну с древними традициями и богатой культурой, которая сейчас переживает невероятный подъем и активно развивается. Архитекторы UNStudio решили эту задачу в духе последних архитектурных тенденций – лаконично, эффектно и экологично. Четырехугольный внешний фасад терминала выполнен из стекла и частично облицован белыми и красными глянцевыми панелями.
Внутреннее пространство имеет форму раскрытого и перевернутого зонтика – стальную ячеистую конструкцию потолка по чертежам голландских архитекторов отлили и собрали в Венгрии. Архитекторы и инженеры мастерской сделали функционирование аэропорта максимально экологичным, использовав современные методы ресурсоэффективной вентиляции и "активации бетонного ядра", когда для отопления и охлаждения помещений используют воду в трубах, замурованных в толщу бетонных стен и перекрытий.
Терминал строился с учетом международных и грузинских стандартов безопасности и качества, в результате на относительно небольшой площади удалось разместить все необходимое, разведя основные пассажирские потоки так, чтобы они не пересекались. Комплекс вмещает зону регистрации, таможенный и паспортный контроль, зал ожидания, выходы на посадку, зал прилета и получения багажа, рабочие помещения и собственную метеорологическую станцию.
Отдельно от пассажирского терминала стоит контрольно-диспетчерский пункт, увенчанный 55-метровой футуристичной башней, которая претендует на статус символа Кутаиси. Контрольная вышка интересна не только тем, что входит в пятерку высочайших в мире, но и тем, что облицована полупрозрачным полимером, который меняет цвет в зависимости от колебаний потоков воздуха.
Первый рейс из обновленного аэропорта имени Давида Агмашенебели отправился еще в сентябре 2012 года, но официальное открытие состоялось только сейчас, после окончания всех работ.
Пока пассажиры с нетерпением ждут открытия в терминале кафе и магазинов беспошлинной торговли, руководство решает стратегические задачи: в здании аэропорта уже совсем скоро откроется арт-галерея, где будут продавать искусство молодых грузинских художников, а пассажиропоток к 2014–2015 годам собираются увеличить до 1 миллиона человек в год.
Планы терминала:
Текст: Евгения Круглова
Фото: Nakaniamasakhlisi