OMA + Prada: история дружбы

Модные бренды любят, а главное, могут себе позволить сотрудничать с лучшими архитекторами мира. Дизайнеры одежды во все времена вдохновлялись архитектурой, ее формами и линиями, создавали всевозможные коллаборации и арт-проекты. Сейчас речь пойдет о двух особенных гигантах – бюро OMA Рема Колхаса и модном доме Миуччи Прады.
История сотрудничества бюро OMA и модного Дома Prada дружба Миуччи Прады и Рема Колхаса | Admagazine

Модные бренды любят, а главное, могут себе позволить сотрудничать с лучшими архитекторами мира. Дизайнеры одежды во все времена вдохновлялись архитектурой, ее формами и линиями, создавали всевозможные коллаборации и арт-проекты. Сейчас речь пойдет о двух особенных гигантах – бюро OMA Рема Колхаса и модном доме Миуччи Прады.

Ровно 40 лет назад, в 1977 году, началось судьбоносное для бренда Prada сотрудничество внучки основателя Миуччи Прады и ее будущего супруга – бизнесмена Патрицио Бертелли. А за два года до этого, в 1975-м, Рем Колхас основал свое бюро OMA. Он приходит к успеху не так стремительно, как Prada, но результатов они добились одинаково ошеломительных – каждый в своей сфере. Тем интереснее нам наблюдать за их взаимоотношениями.

Слева направо: Патрицио Бертелли, глава Prada Group, Миучча Прада, бывший премьер-министр Италии Маттео Ренци, Рем Колхас.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Дружба Миуччи Прады и Рема Колхаса началась больше 15 лет назад. В 2001 году модный дом Prada заказал одному из-за самых прогрессивных архитектурных бюро проект своего магазина в Нью-Йорке. OMA вместе со своим талантливым дизайн-подразделением AMO создали Prada Epicentre – микс из бутика, общественного пространства, галереи и творческой лаборатории.

Бутик и арт-пространство Prada Epicentre в Нью-Йорке.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Главный элемент магазина – стена-волна. Она является основной частью архитектурного эксперимента с пространством бутика. На одной части «склона» есть ступени, на которых могут выставляться обувь, аксессуары, манекены. Также на ступенях могут сидеть люди и наблюдать за представлениями, организованными на выдвижной сцене на противоположной стороне «волны».

Бутик и арт-пространство Prada Epicentre в Нью-Йорке.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

В 2004 году OMA закончили работу над бутиком Prada в Лос-Анджелесе, который визуально продолжил идею нью-йоркского магазина. В отличие от первого бутика, где волна «спускается» на цокольный этаж, здесь архитекторы, наоборот, подняли деревянный «холм», который поддерживает алюминиевый объем на втором этаже.

Бутик Prada Epicentre в Лос-Анджелесе.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Фасада в магазине на Родео-драйв просто нет – вместо этого пространство магазина сразу выходит на улицу.

Бутик Prada Epicentre в Лос-Анджелесе.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Еще один важный проект Рема Колхаса для модного бренда – это временный павильон Prada Transformer в Сеуле. Он был создан в 2009 году, для того чтобы за три месяца принять несколько совершенно разных культурных мероприятий.

Временный павильон Prada Transformer в Сеуле.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Павильон был размещен рядом с древним дворцом Кёнхигун в центре Сеула. Состоящий из четырех геометрических фигур – круга, креста, шестигранника и прямоугольника – полупрозрачный Prada Transformer переворачивался с помощью кранов после каждого мероприятия.

Временный павильон Prada Transformer в Сеуле.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Сначала в нем прошла фэшн-выставка юбок по дизайну Миуччи Прады, затем кинофестиваль под началом Алехандро Иньярриту и, наконец, выставка современного искусства. Стены становились полами, полы стенами – и так до бесконечности.

Временный павильон Prada Transformer в Сеуле.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Мода и искусство всегда были страстным и динамичным дуэтом, однако Prada с достоинством обогнала в этом других. "Я делаю это, потому что мне интересно, но каждый раз мне приходится убеждать компанию потратить деньги, топ-менеджеры считают, что искусство – это пустая трата бюджета", – делилась в одном из своих интервью Миучча Прада.

Еще одним временным проектом по дизайну AMO стал "Музей на сутки" (24h Museum) в здании Дворца Йены в Париже, построенном в 1937 году. Этот арт-проект был создан в 2012 году вместе с современным итальянским художником Франческо Веццоли.

"Музей на сутки" в Париже.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Творческое трио трансформировало модернистское здание архитектора Огюста Перре в «социальную и архитектурную лабораторию», разделенную на три зоны. Неоновая розовая клетка – это центральный объект. В ней расположились «статуи» Веццоли – классические античные фигуры из пенопласта с лицами современных знаменитостей. В импровизированном музее также состоялся ужин и коктейльная вечеринка.

"Музей на сутки" в Париже.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

В 2008 году Колхас начал работать над арт-центром Фонда Prada в Милане. Фонд Prada был создан Миуччей и Патрицио Бертелли в 1993 году с целью объединить «самые сложные мысленные провокации нашего времени» в искусстве, архитектуре, кино, философии и культуре в целом.

Арт-центр Фонда Prada в Милане. https://admagazine.ru/arch/71219\_art-tsentr-fonda-prada-v-milane.php

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

OMA переделало винокуренный завод 1910 года в большой центр современного искусства, помещения которого располагаются в бывших складах и лабораториях, соседствующих с только построенными зданиями.

Арт-центр Фонда Prada в Милане. https://admagazine.ru/arch/71219\_art-tsentr-fonda-prada-v-milane.php

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Семь существующих зданий теперь соседствуют с тремя новыми постройками на территории в 19 тыс. м². В 2015 году обновленный арт-центр открылся для публики.

Арт-центр Фонда Prada в Милане. https://admagazine.ru/arch/71219\_art-tsentr-fonda-prada-v-milane.php

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Отдельная страница истории дружбы Prada и OMA – это показы на Неделях моды. С 2011 года архитектурное бюро Колхаса вместе с дизайн-отделением AMO создает концепцию каждого показа модного бренда. Мы выбрали несколько самых интересных.

В 2013 году AMO решили провести моделей по «идеальному дому», обставленному мебелью из футуристичной коллекции "Tools for life" для бренда Knoll.

Показ коллекции Prada Осень-Зима 2013 в Милане.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Зрители сидят на «островке», а модели ходят вокруг них, попутно изображая сцены из обычной домашней жизни.

Показ коллекции Prada Осень-Зима 2013 в Милане.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

В 2014 году показ Весна-Лето 2015 проходил практически в естественных условиях. Мужскую коллекцию показывали на берегу «пещерного озера», наполненного ярко-синей водой, а женские модели представили посреди пустыни.

Показ коллекции Prada Весна-Лето 2015 в Милане.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Синяя вода и розовый песок подчеркивали архитектуру пространства, а сам подиум был организован вокруг озера для мужских моделей и вокруг песочных дюн – для женских.

Показ коллекции Prada Весна-Лето 2015 в Милане.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Для показа Весна-Лето 2017 дизайн-студия AMO соорудила металлическую конструкцию, которая разделила пространство на несколько частей. Подиумом служит извилистая рампа, отделанная металлической сеткой, так же, как и «крыша» над ней.

Показ коллекции Prada Весна-Лето 2017 в Милане.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Модели двигаются по рампе, подсвеченной снизу разноцветными огнями. В какой-то момент они пропадают в декорациях и затем появляются вновь. Во время показа женской коллекции на больших экранах транслируется видеоинсталляция, созданная режиссером Дэвидом О. Расселом. Контент перекликается с короткометражным фильмом, снятым режиссером фильмов «Джой», «Боец» и «Афера по-амеркиански» специально для Миуччи Прады.

Показ коллекции Prada Весна-Лето 2017 в Милане.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

В январе 2017 года на миланской Неделе моды Prada представили мужскую и женскую коллекции Осень-Зима 2017. Главные темы этого шоу – простота и минимализм. В отличие от предыдущих показов, футуристичных и мерцающих, на этот раз AMO и Prada решили обратиться к скромному «домашнему» дизайну, который акцентирует внимание на взаимодействии моделей с физическим пространством. Кроме того, такие декорации «возвращают зрителей к реальности и дают возможность моделям взаимодействовать с аудиторией на более интимном уровне».

Показ коллекции Prada Осень-Зима 2017 в Милане.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Длинная деревянная перегородка разделяет пространство на множество небольших «комнат», в которых стоят кровати и скамейки. В оформлении использовались дерево, мозаика и плитка, которые в компании друг друга образуют идеальный визуальный рисунок. Зрители сидят вдоль деревянной перегородки, наблюдая за моделями, которые двигаются зигзагом, проходя через все «комнаты».

Показ коллекции Prada Осень-Зима 2017 в Милане.

Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA

Помимо бутиков и показов OMA/AMO также занимаются созданием лукбуков для Prada, начиная с 2007 года. Они назвали этот проект Real Fantasies после того, как на показе Весна-Лето 2012 был представлен небольшой фильм – лукбук новой коллекции ожил, сопровождаемый анимацией и музыкой.

Текст: Софья Карпенко

Фото: Agostino Osio; Phil Meech; Bas Princen; Giovanna Silva; OMA