“Поездка в Токио”: как снимали роуд-муви с притцкеровским лауреатом Рюэ Нисидзавой

17 сентября ­в 19:30 в кинотеатре “Пионер” покажут одну из работ культовых режиссеров архитектурного мира Илы Бекки и Луизы Лемуан. Рассказываем, почему ее обязательно стоит увидеть.

В рамках пятого фестиваля фильмов об искусстве The Art Newspaper Russia Film Festival в “Пионере” покажут картину “Поездка в Токио” в жанре роуд-муви. За рулем винтажной “Альфа Ромео” лауреат Притцкеровской премии и сооснователь бюро SANAA Рюэ Нисидзава, за окнами — дождь и панорамы Токио. Зрителям предлагают прокатиться по городским улицам вместе с одним из самых известных архитекторов Японии.

Знакомство с городом и самим Рюэ происходит очень естественно. Здесь нет банальных вопросов о “любимых зданиях архитектора”, нет сводок из биографии, более того, в фильме нет сценария и заранее оговоренного маршрута. Вы просто оказываетесь наедине с героем в тесной машине и не знаете, что ждет за углом.

Ила Бекка и Луиза Лемуан давно хотели снять кино с Рюэ, идея родилась около десяти лет назад. За это время они успели выпустить картину “Дом господина Мориямы” — об отшельнике, который живет в доме, построенном бюро SANAA.

С самим Рюэ найти время для съемок было непросто, он постоянно занят. “Возможность появилась, когда мы в рамках нашей шестимесячной резиденции в Токио снимали два других фильма из серии Homo Urbanus. Рюэ сказал нам, что у нас будет день, который мы можем провести вместе, и мы решили превратить эту встречу в фильм. Он не знал об этом до тех пор, пока не встретил нас в этот день”, — рассказывает Луиза Лемуан.

Фильм начинается со звуков дождя и фразы о том, что весь месяц до 25 апреля был солнечным, ясным и теплым. И все дни после 25 апреля были намного лучше. Поэтому такая медитативная погода не прихоть режиссеров, а чистая случайность, которая повлияла на атмосферу картины.

“Та весна в Японии на самом деле выдалась очень солнечной и безмятежной, за исключением того самого дня нашей встречи с Нисидзавой, когда шел ливень. Но у нас был только один шанс, и мы не могли его потерять. Более того, мы следуем философии импровизации, поэтому решили плыть по течению. Поразительно, что дождь заставил нас остаться внутри винтажной “Альфа Ромео”, которая оказалась идеальным контекстом для интимной беседы с архитектором. Как однажды сказал Нисидзава, в этом контексте дождь создавал радостную обстановку, в то время как обычно в западных культурах он ассоциируется с унынием”, — делится режиссер.

У авторов фильма не было сценария, они лишь знали, что архитектор хочет показать им некоторые места и познакомить с сооснователем SANAA Кадзуё Сэдзимой. “Дождь помешал нам зайти в несколько мест, куда Нисидзава намеревался заехать, а некоторые другие были закрыты, машина сломалась, и нам пришлось остановиться, чтобы обсохнуть, — рассказывает Ила Бекка. — Таким образом, наша поездка по Токио стала более импровизированной и спонтанной, что является прекрасным примером того, как мы обычно работаем. Мы никогда не пишем сценарии, чтобы следовать указаниям. Это позволяет сосредоточиться на том, что на самом деле происходит перед нашими глазами, а не на каком-то заранее настроенном представлении о том, что мы хотим запечатлеть. Вот почему в нашем фильме монтаж так же важен, как и сам съемочный процесс”.

В фильме не один главный герой — их скорее три: сам Нисидзава, Токио и еще “Джулия”, винтажная машина архитектора, к которой он относится как к любимой женщине. Снимать в ней режиссеры не планировали, но так как шел очень сильный дождь, идти пешком было сложно. Да и город настолько большой, что обойти его было бы невозможно. “Любопытно, как меняется город, если наблюдать за ним из движущегося автомобиля. Мы обычно использовали для передвижения метро и демонстрировали это в фильмах. Так что здесь была возможность увидеть то, что мы хорошо знаем, с другой точки зрения”, — говорит Луиза.

“Этот фильм пересматривает жанр роуд-муви, смещая фокус внимания с физического и городского маршрута на психологическое путешествие. Поэтому я бы описал фильм как мысленное блуждание без определенной цели. Многие архитекторы спрашивали нас, почему мы не задаем более прямых вопросов об архитектурной практике Нисидзавы, но мы настаиваем, что это интимный разговор, портрет человека, — говорит Ила. — Мы хотели показать его видение, его личную историю и то, как ландшафт, в котором он жил, глубоко повлиял на его формирование”.

В основе философии SANAA лежит идея легкости и прозрачности. Работы бюро именно такие. Поэтому в фильме режиссеры решили достичь такой же степени близости и “психологической прозрачности”, которая могла бы сократить дистанцию между хорошо известной работой и скрытым за ней человеком.

Фильм можно будет увидеть 17 сентября в ­19:30 в кинотеатре “Пионер” и 19 сентября в 19:00 в “Иллюзионе”. Вы также можете выиграть бесплатные билеты на сеанс, поучаствовав в нашем конкурсе.

Instagram content

View on Instagram

Фото: архив пресс-службы