От прошлых владельцев Диору достался запущенный замок с полуразваливающейся часовней XIX века. Но поместье захватило воображение модельера, он с воодушевлением взялся за восстановление шато. Для реставрации дома Диор пригласил архитектора Андре Светчина, которого после преобразования отеля La Colombe d'Or в 1949 году кутюрье считал мастером неопровансальской архитектуры.
Основные реставрационные работы по замку были проведены Светчиным, однако фасад главного входа и интерьеры комнат-салонов проектировал уже сам Кристиан Диор. В дизайне своего шато модельер продемонстрировал свое умение сочетать эклектичные детали, в стенах дома органично уживаются стулья с овальной спинкой, подобные эпохе Людовика XVI, обои с цветочным принтом и глиняные горшочки вроде “Веджвуда”. Для Кристиана Диора одинаково близки английский стиль XIX века, французские традиции и современные ему элементы неопрованса.
Несмотря на обновления, Диор старался сохранить в поместье традиции Монтору, деревеньки, население которой на тот момент было менее 900 жителей. Не забыл модельер и о часовне. За два года ее привели в порядок, после чего передали коммуне с условием, что в дальнейшем ее будут поддерживать сами жители. По сей день в ней проводятся мессы, в том числе и в память о Кристиане Диоре.
Символический мотив розы, пронесенный из детства, когда маленький Кристиан бегал в саду отчей усадьбы в Гранвиле, через всю жизнь, нашел свое отражение в водах декоративного 40-метрового бассейна и окружающем ландшафте — чертежи и планы Диор также делал сам. Цветы здесь кругом: лилии, фиалки, жасмин и, конечно же, розы. С ними кутюрье сочетал виноград и оливковые деревья. А чтобы усилить неземную атмосферу в садах и воссоздать собственный Эдем, Диор сделал наброски для каменного фонтана, окруженного нимфами.
И хотя парфюмерией Кристиан Диор был увлечен еще до покупки шато, в 1954 году модельер признался, что аромат Miss Dior родился как будто из тех самых провансальских вечеров, “где небо окутано пожаром, а молодой жасмин подпевает дискантом мелодии ночи и земли”.
“Когда я заканчиваю эту книгу, я нахожусь в процессе отделки своего дома в Провансе, в Монтору. Я не могу описать его полностью, так как работы еще не окончены. Он простой, старинный и величественный, я надеюсь, что его достоинство передает период жизни, в который я вступаю”, — писал Диор в своей автобиографии в 1956 году. Спустя год его не станет, а реставрация так и не завершится.
И снова у поместья будут меняться хозяева, снова оно будет заброшено и даже разграблено. Менялось и предназначение шато: из благородного дома оно превращалось в пристанище для отдыхающих и проведения торжеств. Лишь в 2013 году Château de La Colle Noire вновь становится собственностью Dior, но на этот раз ― Christian Dior Parfums. Так начинается новый виток восстановления поместья.
Шато восстанавливали до 2016 года: основной “провансальский” салон, прихожая и кабинет были полностью возвращены к своему первоначальному виду, а гостевые комнаты, названные в честь Шагала, Бернара, Пикассо и Дали, оформил декоратор Ив де Марсейя, соблюдая присущий Диору и художникам эклектизм.
Филипп Делье, ландшафтный архитектор, возрождал сады поместья. “Кристиан Диор присутствовал во всем, что делал: точно так же, как он работал со своими портными на авеню Монтень, он занимался участком с садовниками в Château de La Colle Noire”, — говорит Делье. И теперь, спустя больше полувека, в воздухе над Грассом снова царит аромат роз, как и при великом кутюрье.
Фото: Christian Dior Parfums collection