Портрет: архитектор Анджело Манджаротти

Итальянец Анджело Манджаротти сделал ХХ век каменным – показал миру, что из привычных песчаника и мрамора получается смелая дизайнерская мебель.
XX

Итальянец Анджело Манджаротти сделал ХХ век каменным и показал миру, что из привычных песчаника и мрамора получается смелая дизайнерская мебель.

Каменную мебель в Италии любили всегда. Из цветного мрамора делали каминные полки и роскошные столы, из белого каррарского – изящные консоли. Не меньшей популярностью пользовались оникс и тосканский песчаник. Однако в 1960-е камень был незаслуженно забыт – итальянские дизайнеры переживали бум пластика.

Итальянский архитектор и скульптор Анджело Манджаротти

courtesy of boetto auction house; courtesy of studio managiarotti; courtesy of casati gallery and wright; courtesy of pavilion antigues; courtesy of wrighn; courtesy of phillips de pury & company

И все же не все ломали голову над стульями для Kartell. Миланский архитектор и скульптор Анджело Манджаротти именно тогда занялся дизайном каменной мебели и смог придать ей новые формы.

Приставной столик из коллекции Eros, ­мрамор, Skipper, 1971.

Необычным был не только выбор материала, но и техника исполнения. Проектируя мебель, Манджаротти рассчитывал ее таким образом, чтобы каменные столешницы удерживались на опорах лишь собственным весом. Поэтому все его столы и консоли сделаны без единого болта или шурупа. Мраморные плиты либо укладывали в тщательно вырезанные пазы, либо просто насаживали на конусовидные ножки.

Ваза Prototype, оникс, из личной коллекции Анджело ­Манджаротти, 1968.

Не удивительно, что, когда заказчики узнавали о таких технических деталях, они начинали сомневаться в надежности конструкции. Но сомневались недолго – рассказывают, что ассистенты маэстро с ногами забирались на столы, чтобы продемонстрировать их устойчивость.

Письменный стол из коллекции Eccentrico, мрамор, Skipper, 1984.

Манджаротти использовал оникс, известняк и тосканский песчаник, но больше всего любил мрамор. Чтобы лучше понимать тонкости работы с этим материалом, он ездил в Каррару и общался с потомственными каменотесами, чьи семьи веками сохраняли традиции обработки камня.

Ваза, алебастр, 1980-е.

После одного из таких путешествий в 1971 году Манджаротти выпустил знаменитую коллекцию столов и консолей “Эрос”, в которой использовал разные сорта итальянского мрамора. Крупные тяжелые ножки подчеркивали естественную красоту камня. А округлые формы столешниц, словно обнимающих свои опоры, действительно придавали холодной, казалось бы, мебели некоторый эротизм.

Настольная лампа, оникс, Iter Elettronica, 1972.

Вещи из полированного камня производят двоякое впечатление. Будучи по своей природе тяжелыми и внушительными, при грамотном проектировании они могут казаться теплыми и даже хрупкими. Манджаротти умело использовал эти противоречивые свойства камня. Кроме основательных столов он создавал буквально тающие в воздухе вазы из оникса и алебастра.

Ваза Variazioni, мрамор, Henraux, 1971.

Сегодня мебель и аксессуары по дизайну Манджаротти не производятся – найти их можно только в антикварных магазинах или на аукционах. Но, судя по тому, как быстро они исчезают с прилавков, интерес к его творчеству не угас. Сам Манджаротти уже удалился от дел, его студией руководит дочь Анна. И кто знает, возможно, скоро мы станем свидетелями перевыпуска каменных шедевров.

Кофейный столик Trifoglio из коллекции Eros, мрамор, Skipper, 1971.

Текст: Ксения Ощепкова

Фото: courtesy of boetto auction house; courtesy of studio managiarotti; courtesy of casati gallery and wright; courtesy of pavilion antigues; courtesy of wrighn; courtesy of phillips de pury & company