Хани Рашид и Лиза‑Анна Кутюр. Партнеры в архитектурной компании Asymptote, которая была основана в 1989 году. Реализовали музейные и жилые пространства по всему миру. Завоевали множество наград, в том числе Frederic Kiesler Prize в 2004 году за вклад в искусство и архитектуру.
Все началось со школьной скамьи. Хани Рашид и Лиза-Анна Кутюр учились вместе, а потом решили, что и работать они тоже будут вместе. Креативное начало Хани и рациональность Лизы-Анны вылились в победы во многих архитектурных конкурсах, а затем и в создание собственной компании. Так в 1989 году и появилась Asymptote, ставшая на сегодняшний день одной из лидирующих архитектурных компаний, проекты которой есть на каждом из населенных людьми континентов.
Хани Рашид вырос в семье художника-абстракциониста, то есть с детства был окружен современным искусством. Отсюда и сформировавшаяся страсть к инновациям и футуристическим линиям. Хани убежден, что “архитектура сейчас – это мультидисциплина, которая складывается из многих составляющих, а не ограничивается привычными инженерными аспектами”. Естественные науки, взаимодействующие между собой и пытающиеся объяснить стройное устройство мира, – вот неиссякаемый источник вдохновения.
К работе над проектами Хани и Лиза-Анна привлекают лучших мастеров своего дела и вообще всю дорогу мыслят с прикладной точки зрения. Скажем, увидев в музее современного искусства световую инсталляцию, которая им понравилась, начинают фантазировать: “А что бы этот человек мог сделать для их проекта, как бы он мог быть им полезен?” Такой подход не дает скучать, а следовательно, и обеспечивает бесперебойную креативность.
“Но надо помнить, что одно дело – креативность, – говорит Хани Рашид, – и совсем другое дело – реализация задуманного в жизнь”. Хотя, просматривая футуристические здания, сделанные компанией Asymptote, думаешь, что нет ничего невозможного. “Единственная проблема, которая может мешать воплощению задуманного и решения которой пока не найдено, – это гравитация”, – шутит Хани.
Завод имени Лихачева, он же ЗИЛ, на пике своего промышленного успеха был в середине 1970‑х годов. Потом производственные мощности стали сходить на нет, пока вместо бывших когда-то 200 000 грузовиков не стали выпускать всего 1200.
В 2013 году было решено сократить производство и разбить на территории завода городской квартал – “Зиларт”. Компании Asymptote было поручено построить жилой дом, а также Музейный центр современного искусства “Эрмитаж – Москва”.
“Подход к созданию музея в наши дни серьезно отличается от подхода в прошлом, – отмечает Хани Рашид. – Сейчас надо мерить музейную площадь не квадратными метрами, а минутами, за которые человек сможет пройти экспозицию. Музей на ЗИЛе можно будет обойти в среднем за 120 минут”. В эпоху твиттера и инстаграма внимание людей значительно сложнее удержать, поэтому бессмысленно строить лувроподобные сооружения.
Кстати, жилой дом в виде башни архитекторы тоже наделяют культурологическим значением. “Если окружение красивое, то и ты становишься лучше”, – философски отмечает архитектор.
Отношение Хани Рашида к будущему проекту на ЗИЛе польстит москвичам. “Создание музея современного искусства в Москве, пожалуй, гораздо интереснее, чем создание его же в каком-либо другом городе, – говорит архитектор. – Москва – открытый город, жадный до всего нового, который, чувствуется, хочет многое сказать миру, а мы хотим помочь этому голосу быть услышанным”.
Текст: Мария Крыжановская