14 февраля на территории школы МАРШ прошла лекция российского бюро Kleinewelt Architekten. Николай и Сергей Переслегины и Георгий Трофимов впервые для большой аудитории рассказали об источниках вдохновения, своих любимых проектах и планах на будущее.
Название бюро Kleinewelt в переводе с немецкого означает «маленький мир». Именно так архитекторы относятся к каждому из своих проектов: они создают не только конструкцию, но и мир вокруг нее. Бюро существует относительно недавно – с 2013 года, но за этот небольшой срок партнеры успели заявить о себе своими проектами и их реализациями.
Тоскана с ее башнями, Венеция как обитель Архитектурной биеннале, Рим и Пантеон – основные образы, вдохновляющие архитекторов бюро Kleinewelt. А исторический анализ и предварительное исследование – главные принципы работы.
Один из первых крупных реализованных проектов бюро – реконструкция бывшей фабрики-кухни по адресу Новокузнецкая, 7. После долгих переговоров, объяснений и визуализаций архитекторы и заказчик пришли к согласию восстановить и усовершенствовать обветшавшее здание 1930-х годов.
"Для нас это здание является образцом конструктивизма, которое само еще об этом не знает. И оно такое не потому, что кто-то хотел создать конструктивистский объект, а потому, что просто тогда было модно и принято так строить. Поэтому, взявшись за проект этого здания, мы решили, что нужно подчеркнуть и выявить все то, что это здание о себе пока "не слышало", и зафиксировать это», – рассказал Николай Переслегин.
В 1920-30-е годы дома строились непродуманно с технической точки зрения. Именно поэтому сегодня многие из них находятся в критическом состоянии, как, например, Дом Наркомфина или фабрика-кухня на Новокузнецкой, 7, которую бюро превратило в современный офисный центр.
В ходе реконструкции фабрики-кухни архитекторы вели переговоры не только с заказчиками, но и со строителями – им казалось невозможным, например, закрепить откосы из черного гранита и металла, из которых выполнено обрамление окон, – а в итоге все получилось и здание обрело свой конструктивистский облик. Еще одним достижением Kleinewelt стало сохранение угловой лестницы, которая стала центральным элементом пространства.
«Лестница, как это ни странно, оказалась не только важным интерьерным, но градообразующим элементом. Если ехать по Пятницкой улице в сторону центра и, проезжая Старый Толмачевский переулок, посмотреть направо, то будет виден угол нашего здания и белая лестница, буквально "удерживающая" на себе целый участок в самом центре Москвы».
Как уже было сказано, Переслегины и Трофимов любят и умеют работать с историей. Один из важнейших культурных проектов в послужном списке бюро – восстановление кинотеатра «Великан» в Парке Горького. Сейчас здание кинотеатра располагается на своем прежнем месте – между Парком Горького и Москвой-рекой, но внутри, за его фасадами, ничего нет – в кинотеатр попала бомба при авианалете в 1942 году.
История здания началась задолго до этого – в конце XIX века на берегу Москвы-реки появилась судостроительная верфь братьев Бромлей. В 1923 году ее перестроил архитектор Алексей Щусев под павильон к Всенародной сельскохозяйственной выставке. А затем по приглашению архитектора Лазаря Лисицкого над зданием поработал бразилец Родригу да Косту, и наконец, интерьеры расписал сам Александр Дейнека. Так, в 1939 году заработал кинотеатр «Великан» и просуществовал всего три года.
Самое удивительное: все пласты работы над одним зданием видны в его «ткани» – вплоть до разного цвета кирпичей от Щусева и да Косту. И как раз это наследие архитекторы бюро Kleinewelt сохранят, а новый кинотеатр и образовательное пространство будут аккуратно встроены в историческую оболочку. Кроме того, на месте воронки от бомбы выросли деревья, а в стенах пророс мох – для того чтобы сохранить эту растительность, архитекторы вместе с коллегами разработали специальную систему, которая будет поддерживать сад внутри кинотеатра. Посетители смогут разглядывать архитектурные «следы разных наслоений истории», двигаясь по центральной спиральной лестнице кинотеатра.
В активной стадии сейчас находится еще один проект Kleinewelt – винодельня в Гай-Кодзоре, поселении Краснодарского края. Сдача проекта планируется уже в этом году.
Перед началом работы над винодельней архитекторы, как обычно, провели тщательное исследование. Главный акцент сделан на том, что винодельня находится в самой солнечной точке России, в окружении живописного ландшафта. Именно поэтому было решено сделать ее силуэт полупрозрачным и одновременно выделяющимся в холмистом рельефе.
Здание, отделанное кортеновской сталью, венчает маяк. А фасады винодельни будет украшать природный орнамент из растений этого региона. Архитекторы хотят, чтобы винодельня Гай-Кодзора стала важной точкой на туристической карте Краснодарского края, куда бы хотелось приезжать отдохнуть и провести выходные. «Поскольку это не только винодельня, но и культурный центр "про вино", то здесь будут и лекционный зал, и небольшое кафе, смотровая площадка и, может быть, небольшая гостиница. И конечно, это будет самое прекрасное место на земле, мы абсолютно в этом уверены!»
Дегустации архитекторы уделили особое внимание: они создали маршрут из отдельных помещений для каждого сорта вина, чтобы впечатления от дегустации разных вин не смешивались. Внутри будет разбит сад с редкими видами растений.
Один из последних проектов бюро Kleinewelt – дилерский центр Audi и Mercedes на территории ЗИЛа. Здесь архитекторы работают с исторической реконструкцией бывшего модельного цеха на территории завода АМО.
Текст: Софья Карпенко
Фото: Анатолий Белов; Илья Иванов