У Доминик и Брендана одинаковые вкусы в одежде (всегда носят только черное), но так ли они единодушны в работе? Брендан не смог присутствовать на интервью, поэтому приходится верить Доминик на слово. Она уверяет, что разногласия у них редки.
На самом первом проекте, доме для друзей, обнаружилась их общая страсть к экспериментам (детей они решили поселить на крыше в иглу), которая и не думает затихать. Трюк с конструкциями на крыше они повторили в ресторане Georges в Центре Помпиду, и это принесло им известность.
“У нас тогда еще не было специальных программ, и мы делали макеты наших пещер вместе с кораблестроителями, – вспоминает Доминик. – Они же гнули потом железо. Теперь это просто, компьютер может создать любую форму. И почему люди до сих пор строят коробки?”
Последний законченный проект Jakob + MacFarlane, центр FRAC в Орлеане, похож на вырвавшиеся из-под земли трубы. “О, нет ничего проще, – уверяет Доминик. – Мы взяли параметры окружающих зданий, нарисовали сетку, а потом деформировали ее, переведя из 2D в 3D. Сегменты отлили из алюминия, вставили в них светодиоды, а потом на месте собрали. Вот и всё”.
В промежутке между пещерами и трубами были коконы, соты, мембраны, пористые губки, паутина, сетчатые накидки, граненые льдины и даже сыр с дырками. Какая это архитектура – параметрическая, динамическая, биоморфная? Доминик не против этих определений, но настаивает, что никогда в своей работе они не руководствовались посылом “сделать оригинально”. Каждой невозможной форме есть объяснение, которое делает ее единственно возможной для конкретного случая.
Например, строящаяся в Лионе на берегу Соны штаб-квартира Euronews. Сквозные горизонтальные “туннели” – это ответ на запрос заказчика сделать атриум: архитекторы рассчитали, что такая форма даст больше света, улучшит вентиляцию и обеспечит максимальное число офисов видом на реку.
В проекте парижского Центра моды и дизайна внешняя металлическая сетка понадобилась для того, чтобы связать этажи и крышу, не вмешиваясь в бетонный каркас старых доков: в ней прячутся лестницы и переходы. “Да, мы любим яркие цвета и сложные формы, – признает Доминик. – Но ведь общественные здания и должны привлекать внимание! Другое дело жилые дома, тут мы гораздо скромнее”.
Проект многоквартирных домов в их практике был всего один – комплекс “Сто квартир” в пригороде Парижа, – и архитекторы им очень гордятся. Доминик и Брендану удалось сделать недорогое и строго регламентированное социальное жилье “зеленым”, хотя тогда еще не было обязательного экологического сертифицирования, и не похожим на унылую коробку.
По сути это увеличенные шкафы из книжного магазина Loewy, где фанера стала бетоном, спрятанные внутри хранилища – квартирами, а открытые полки – балконами.
Таких пересечений у архитекторов много: идея или технология, найденная при работе над креслом, может быть использована для здания, и наоборот. “Мы вообще не разделяем дизайн и архитектуру, нам это одинаково интересно, – говорит Доминик. – С архитектурными проектами часто возникают проблемы, на них уходят годы, а дизайн – что-то просто невероятное: ты придумываешь вещь в феврале, а в апреле она уже в Милане. Это служит нам утешением”.
Хоть бюро Jakob + MacFarlane достаточно известно и уважаемо, проектируют они больше, чем строят. Доминик надеется, что после еще пары побед в серьезных конкурсах они займут свое место в высшей лиге. Но параметры свои в любом случае не поменяют.
Текст: Юля Пешкова
Фото: NICOLAS BOREL/JAKOB + MACFARLANE; JEAN BER/JAKOB + MACFARLANE; THÉO BAULIG/JAKOB + MACFARLANE; JAMES EWING/JAkOB + MACFARLANE; ROLAND HALBE; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ