Портрет: ландшафтный дизайнер Раймонд Джанглз

Фамилия Раймонда Джанглза по-английски означает “джунгли”. Очень кстати, поскольку занимается он тем, что проектирует сады в тропической Флориде.
Портрет ландшафтный дизайнер Раймонд Джанглз

Раймонд Джанглз родился в 1957 году в штате Огайо. Ребенком работал в садовом питомнике. В 1974-м переехал во Флориду и увлекся архитектурой. В 1979 году окончил Флоридский университет, где изучал ландшафтный дизайн. Сотрудничал с бразильским ландшафтным архитектором Роберто Бурле-Марксом. Свое бюро основал в 1982 году.

Ландшафтный дизайнер Раймонд Джанглз в саду своего офиса в центре Майами

vanessa rogers photography; steven brooke photography; Richard felber photography; архив пресс-службы

В погожий день на берегах Майами-Ривер душно, влажно и пахнет океаном – солью и рыбой. Время от времени вверх по течению проходит баржа, груженная ржавыми транспортными контейнерами, и движение на мосту замирает. Только белые фасады кондоминиумов, выросших за последние годы, напоминают: мы в самом центре Майами.

Беседка в “Бразильском саду”, который Джанглз разбил в 2010 году в местечке Неаполь, Флорида. Это ботанический сад, созданный силами местных жите­лей на пожертвования. Его территория — почти семьдесят гектаров. В плане стилистики этот сад — оммаж любимо­му учителю Джанглза, великому бразильскому ландшафтному дизайнеру Роберто Бурле-Марксу

vanessa rogers photography; steven brooke photography; Richard felber photography; архив пресс-службы

Именно здесь находится офис Раймонда Джанглза, человека, претендующего на звание ведущего ландшафтного дизайнера Америки.

План "Бразильского сада" в Неаполе, 2010 год

vanessa rogers photography; steven brooke photography; Richard felber photography; архив пресс-службы

Главное в его мастерской – идиллическая “внешняя комната”, помесь между террасой и двориком на берегу реки. Пальмы, вьюнки, орхидеи, папоротники – настоящий уголок тропиков.

Проект сада при отеле Saxony во Флориде — одна из текущих работ мастерской Джанглза

vanessa rogers photography; steven brooke photography; Richard felber photography; архив пресс-службы

Вместо ковра на полу – плитка из местного камня. Вместо кондиционера – морской бриз. По мнению Раймонда, это идеальный офис и “витрина” для его проектов. Здесь он встречается с клиентами и рисует – от руки, по старинке – свои эскизы. Загорелое лицо и мозолистые ладони выдают человека, который до сих пор физически занимается своими проектами.

Проект ландшафта при яхт-клубе в Коста-Смеральде. С ним Джанглз вышел на по-настоящему международный уровень

vanessa rogers photography; steven brooke photography; Richard felber photography; архив пресс-службы

В садах Джанглза любое растение – звезда: он рисует планы так, чтобы подчеркнуть форму и достоинства каждого кустика.

Сад при жилом доме в Ки-Уэст — опыт исторической стилизации. Заказчики купили модернистский особняк 1940-х годов и хотели, чтобы сад ему соответствовал. Джанглз изучил чертежи того времени и сделал всё как надо

vanessa rogers photography; steven brooke photography; Richard felber photography; архив пресс-службы

Природу уроженец Огайо любит с детства, но по-настоящему “пропал” в университетские годы, когда познакомился с бразильским архитектором и провидцем-экологом Роберто Бурле-Марксом.

Сад отеля Casa Morada во Флориде, 2004, — пример создания эффектной ландшафтной композиции на ограниченной территории (всего полгектара) и за скромные деньги. А также дань еще одному кумиру Джанглза, бразильскому архитектору Луису Баррагану. Цвета и формы скульптурных элементов и стен тут абсолютно баррагановские

vanessa rogers photography; steven brooke photography; Richard felber photography; архив пресс-службы

“Он был поэтом, который творил с помощью природы”, – говорит Джанглз, которому посчастливилось подружиться и работать с Бурле-Марксом. Он много раз бывал у него в Бразилии, изучал его ботаническую коллекцию и набирался ума-разума у ботаников, друзей Бурле-Маркса.

Сад отеля Casa Morada во Флориде, 2004

vanessa rogers photography; steven brooke photography; Richard felber photography; архив пресс-службы

Свое бюро Джанглз открыл в 1982-м, вскоре после окончания университета. Много лет он занимался частными заказами, но в последнее время “ветер переменился”. Заметная работа Джанглза – ландшафтный дизайн комплекса 1111 Lincoln Road, построенного в Майами Херцогом и де Мероном.

Площадка перед комплексом 1111 Lincoln Road в Майами. По ночам здесь устраивают дискотеки

vanessa rogers photography; steven brooke photography; Richard felber photography; архив пресс-службы

По сути это гараж, но роскошный, с магазинами и жильем. Джанглз сделал его еще и тропическим оазисом. “У Раймонда талант создавать эмоционально насыщенные пространства”, – восторгается придумавший 1111 Lincoln Road девелопер Роберт Уэннет. Он, кстати, стал еще и частным заказчиком Джанглза – Раймонд разбил сад на террасе его пентхауса.

Сад на террасе пентхауса коллекционерши Эллы Фонтаналс-Сиснерос во Флориде, 2008

vanessa rogers photography; steven brooke photography; Richard felber photography; архив пресс-службы

Работы Джанглза изменили вкус американцев: вместо вылизанных газонов им теперь нравятся сады, которые выглядят естественно.

Сад жилого дома в Майами-Бич, 2012. Джанглз спроектировал не только ландшафт, но и малые формы и скульптуры в саду

vanessa rogers photography; steven brooke photography; Richard felber photography; архив пресс-службы

Теренс Райли, куратор нью-йоркского Музея современного искусства и еще один заказчик Джанглза, не устает его за это превозносить. “Поймите, за его “буйными зарослями” лежит глубокая идея, точный расчет и экологическое мышление”, – говорит Райли.

Сад при доме Теренса Райли в Майами, 2011. Дом построен по нереа­лизованному проекту Людвига Мис ван дер Роэ. Джанглз, как всегда, поймал нужный стиль

vanessa rogers photography; steven brooke photography; Richard felber photography; архив пресс-службы

Главная идея, которую воплощает в “растительную жизнь” Джанглз, развивает взгляды его учителя Бурле-Маркса. Сад – это мини-экосистема, его красота – в цельности и естественности. “Когда сад – внутренне связанная система, за ним и ухаживать легко”, – смеется Джанглз. Правильно: главное – следовать закону джунглей: мы с тобой одной крови, ты и я. И все получится... естественно.

План сада при доме Теренса Райли в Майами, 2011

vanessa rogers photography; steven brooke photography; Richard felber photography; архив пресс-службы

Текст: Дорис Шеврон

Фото: vanessa rogers photography; steven brooke photography; Richard felber photography; архив пресс-службы