portret-svetodizajner-boris-knyazev
Архитектура

Портрет: светодизайнер Борис Князев

Архитекторы мечтают о том, чтобы люди восхищались их работами и днем, и ночью. Но чтобы оценить, надо увидеть – а увидеть что-либо в темноте очень трудно. Для того чтобы архитектура не зависела от времени суток, и существует светодизайн. Борис Князев знает о светодизайне все – и просветил на этот счет Евгению Микулину.

, обновлено 20 Сентября 2018
AD Magazine

Города сияют огнями. Свет в доме включается тремя кнопками с одного пульта. Стадион меняет цвет в зависимости от того, какая команда нынче вечером на нем играет. По небу ночной Москвы скользят лучи такой яркости, что впору Бэтмену прилетать (помните, как его вызывали, проецируя на экран стильно отрисованный силуэт летучей мыши?). Шедевры современной архитектуры становятся еще краше, потому что их извивы и козырьки подсвечены разными цветами и по ним пробегают красивые световые волны.

Портрет: светодизайнер Борис Князев - фото 1
Борис Князев возглавляет “Центр светодизайна Illuminator” с 1998 года.

Мы не представляем себе, как выглядел бы наш рукотворный мир, наша архитектура без света. Мы ее без света не видели – разве что в фильмах-катастрофах о том, как всюду отключили электричество. Нам странно представить себе, что когда-то архитектура на искусственный свет не рассчитывала вообще. Древний зодчий просто строил дом – темный, “слепой” снаружи и изнутри, и спасибо ему, что он не забывал предусмотреть в стене держалку для факела.

Портрет: светодизайнер Борис Князев - фото 2
Подсветка Казанского собора в Санкт-Петербурге (2005). “Использовано два светильника: один светит вверх по колонне, другой — на карниз. Трудно было рассчитать их сочетание и сделать свет “ровным”. Прежде чем добиться успеха, мы сделали пять ­вариантов”.

Сделаем древнему зодчему скидку: он не задумывался об освещении построек потому, что у него не было технической возможности их осветить. Факел – он факел и есть, из него, как и из свечки, много эффектов не выжмешь. И еще в Средние века (не случайно их называют Темными!) никто особенно и не пытался. Но наступили времена Возрождения – а вместе с ними расцвет театра и всяких дворцовых празднеств, для которых освещение продумывалось специально. К XVIII веку балов и театров стало еще больше, свет стали придумывать сложнее.

Портрет: светодизайнер Борис Князев - фото 3
Одна из самых любимых работ Князева — подсветка гольф-клуба в Пирогове, построенного Тотаном Кузембаевым. “Для того чтобы создать эффект “исчезающих” колонн — их подсветка совпадает с цветом неба, — нам потребовалось три месяца сложнейших экспериментов”.
Портрет: светодизайнер Борис Князев - фото 4
Гольф-клуб в Пирогове, архитектор Тотан Кузембаев, светодизайнер Борис Князев.

На счету Князева масса проектов – от создания “маяка” на башне “Федерация” до оснастки самыми новыми световыми примочками кабинета президента России (того самого кабинета, который в новостях показывают). Для “Федерации” князевский “Иллюминатор” филигранно рассчитывал траекторию движения лучей мощных прожекторов, ради президента ругался с поставщиками новейших светодиодных светильников, которые ошиблись с цветностью одной из трех ламп, нужных для подсветки штор.

Портрет: светодизайнер Борис Князев - фото 5
Световой маяк на башне “Федерация” в Москве (2007). “Руководство Mirax хотело выделить свой объект на фоне Сити. Мы создали четыре луча, установив на верхней площадке восемь мощных прожекторов. Сектора кругового движения лучей пересекаются на один градус, благодаря этому момент, когда один прожектор гаснет и загорается следующий, глазом не фиксируется. В подсветке Эйфелевой башни этот разрыв заметен!”

Для владельцев “Деревни роскоши” в Барвихе Князев разрабатывал и простейшее (по его меркам) освещение территории – чтобы гости презентаций в темноте не падали, идя от бутика к бутику, и динамичные “волны”, бегущие по фасаду театра. О своих проектах Князев может рассказывать часами, вдаваясь в увлекательные подробности разных технологий и особенностей того или иного источника света. Типичный пример его монолога: “Светодиоды – это дорого, но эффектно и удобно в эксплуатации, светильники работают без замены годами. Но используемые в них кристаллы дают разную цветность света, которая утомляет глаз. Использовать их в жилых помещениях еще лет пять не стоит – будет некомфортно”.

Портрет: светодизайнер Борис Князев - фото 6
Подсветка фасада концертного зала в Барвихе (2009). “Мы занимались освещением всей “Деревни роскоши”, но для здания театра владельцы Mercury попросили нас сделать что-то особенное — динамичную световую композицию. Мы разместили внизу между деревянными лопастями по два галогенных светильника, чтобы цветность была теплая и сочеталась с деревом. На светильниках — оптические насадки, которые позволяют одним прибором осветить всю вертикаль лопасти. А то, с какой скоростью и интенсивностью прокатываются по фасаду световые волны, регулируется компьютерной программой. И самое интересное, благодаря этим волнам экономятся энергия и средства: светильник расчетной мощностью в двадцать киловатт задействован лишь на восемь”.

Тем много: чем отличается “технический” (“чтобы было не темно”) свет от дизайнерского. Почему современные светильники дороги (“свет, который что-то может, – он и денег стоит”). Какие есть чудесные оптические насадки, благодаря которым крошечный металлогалогенный светильник мощностью сто ватт может осветить стометровую трубу или создать световую “раму” вокруг картины.

Портрет: светодизайнер Борис Князев - фото 7
Проект освещения ванной комнаты жилого дома в Подмосковье (2010). “Люстра в интерьере — не свет, а деталь декора. Нужно гораздо больше источников света, чтобы создавать комфортные и интересные световые композиции и сценарии для разных случаев жизни”.

Попутно он популярно объясняет, что эффекта можно добиться даже от простого прожектора, главное – действовать с умом. Тем, повторюсь, много, но история каждый раз, в сущности, одна. Это история непонимания людьми важности света – и постепенного убеждения в обратном.

Портрет: светодизайнер Борис Князев - фото 8
Подсветка территории жилого комплекса “Золотые ключи 2” (2006). Освещение здесь Князев называет “светодиодами для бедных”: на обычный прожектор надевается фильтр, свет от которого с разных точек выглядит по-разному. С каждого угла разные картинки — удобно, эффектно, дешево, практично и круто”.

“Свет – это первое, на что ты обращаешь внимание, когда тебе хорошо или плохо. И последнее, о чем ты думаешь, когда анализируешь причины своего состояния. Люди не думают о свете, но он на них действует. От световой температуры, слепимости света, “интимности” или возможности переключения “световых сцен” может зависеть многое: от хронических головных болей до привлечения дополнительных покупателей в магазин”, – объясняет Князев. И больше всего ему хочется (простите за пафос) нести свой свет серьезным архитекторам. Помните Козьму Пруткова? Месяц важнее Солнца, говорил он, ибо Солнце светит днем, когда и без того светло. Ночью нужен свой, особый свет. И архитектуре – тоже.

Портрет: светодизайнер Борис Князев - фото 9
Курский вокзал, 2008. “Мы за три месяца превратили вокзал из бомжатника в комфортное пространство — и в основном за счет правильного освещения. Теперь вокзал приносит доход, там гораздо охотнее берут помещения в аренду”.

Текст: Евгения Микулина

Читайте также