Посольство Франции в Китае

Долг службы занес архитектора Алана Сарфати, никогда не работавшего за пределами Франции, в Китай. В отличие от поездки героев Моэма, его командировка закончилась хорошо: новое посольство Франции удалось на славу. Но и покров – в виде стеклянного занавеса – в истории поучаствовал.
Посольство Франции в Китае

В послужном списке парижского архитектора Алана Сарфати много больших проектов: спортивные комплексы, музеи, театры и целые кварталы. Вот только география их довольно скудна – сплошная французская провинция. Так что первыми словами посла, который показывал архитектору место будущей стройки в новом дипломатическом квартале Пекина, было предупреждение: “Здесь не Франция. Летом в городе нестерпимо жарко, а зимой пронизывает холод. Не забудьте также о сильном ветре и пыльных бурях”. Оптимистичное начало.

Ноэль Хёппе

“Я понял, – вспоминает Сарфати, – что в первую очередь мне нужно думать о климате, а не о функциональности, безопасности или архитектурных эффектах”.

Ноэль Хёппе

Логичным выводом стало обращение к биоклиматической архитектуре, которая предполагает повышенное внимание к окружающей среде.

Ноэль Хёппе

Здание посольства представляет собой квадрат с внутренним двором, к одному из углов которого пристроен более высокий треугольный корпус. Западную стену, обращенную к окраине города и открытую холодным зимним ветрам, сделали практически глухой. Остальные фасады стеклянные, но защищены, словно кольчугой, второй стеной из подвижных жалюзи. Реагирующие на освещенность, они пропускают внутрь скудный зимний свет и скрывают здание от палящих солнечных лучей летом. Кроме того, жалюзи служат заслоном от ветра, пыли и дождя.

Ноэль Хёппе

Фасады, выходящие в засаженный деревьями внутренний двор, не нуждаются в особой защите. Полностью прозрачные, они делают скромный кусочек природы частью интерьера.

Ноэль Хёппе

Но самое интересное решение было придумано для многоэтажного корпуса. Две его стены, выходящие на улицу, покрыты все той же решеткой жалюзи, зато со стороны двора стена задрапирована золотистым занавесом. Множество стеклянных панелей соединены между собой и прикреплены к стальному каркасу. Как и жалюзи, занавес снабжен датчиками, на сей раз температурными. Летом он открыт максимально, весной и осенью частично, а зимой полностью закрыт. Рассчитать и произвести такую конструкцию было непросто, она много раз переделывалась, но результатом Сарфати доволен: “Драпировка контролирует не только освещенность. Зимой это изоляционная воздушная подушка, как застекленная лоджия. Летом она функционирует по принципу вытяжки: горячий воздух поднимается вверх, на его место приходит прохладный из сада. Кроме того, башню и, соответственно, занавес мы сориентировали параллельно направлению ветров, и они не “разбиваются” о здание, а проходят мимо. Ну и вообще это интересный архитектурный элемент, практически Haute Couture!”

Ноэль Хёппе

Красиво всё это выглядит не только снаружи. Задумывавшиеся как защита разнообразные жалюзи и занавес играют важную эстетическую роль. Меняя направление и интенсивность лучей, как невидимые осветители, они разыгрывают непрерывный спектакль света и тени.

Ноэль Хёппе

Текст: Юлия Пешкова

Фото: Ноэль Хёппе