Шестидесятилетняя карьера, более 140 построенных объектов, точность и пропорции в сочетании с поэзией скульптуры – все это о португальском архитекторе Алваро Сиза Виэйра.
Алваро Сиза родился на севере Португалии в 1933 году. Ученик видного португальского архитектора Фернандо Таворы, он открыл свое собственное бюро в Порто уже в 21 год. Сиза с детства мечтал стать скульптором, но родители настояли на более “прикладной” профессии, и он пошел учиться на архитектора. Впрочем, к своим объектам Алваро Сиза относится как к скульптуре и утверждает, что архитектура – это искусство. Между тем, не сразу поймешь, о какой скульптурности идет речь, глядя на простые, логичные и прямолинейные сооружения архитектора. Сиза не увлечен декоративностью, его профессиональный инструмент архитектора – такой же, как тысячу лет назад – пропорции.
Несмотря на свою многолетнюю карьеру и всемирное признание, Алваро Сиза остаётся предан своей стране и строит в основном в Португалии, где его боготворят. Он использует минимум технических средств и привычные материалы: бетон, стекло, старый кирпич. В эпоху архитектуры как аттракциона проекты Сиза не слишком фотогеничны. Их нельзя сходу назвать эффектными или красивыми. Для понимания его архитектуры нужно время, тишина и созерцание – нужна определённая работа. И тогда пропорции, фактуры, свет и пространство сложатся в мастерскую скульптуру.
1. Чайный дом Boa Nova
Португалия, Матозиньюш, 1963 год
Чайный дом – один из первых проектов Сиза, реализованный совместно с его преподавателем, Фернандо Тавора. Для ресторана было выбрано место на каменной скале с видом на океан недалеко от родного города Алваро Сиза. В далёких 60-х был еще повсеместно распространен вдумчивый подход к проектированию в гармонии с местом. Архитекторы внимательно изучили климат и течения, окружающую растительность, формы скал и особенности дорог, соединяющих место с городом. К зданию ведет система платформ и ступеней, поднимающихся к входной зоне ресторана с низким навесом, дающим мощную тень, и огромными валунами по бокам, обрамляющими вход. Сооружение напоминает в плане форму бабочки, охватывая “крыльями” океанскую бухту. Внешние стены как будто вырастают из каменных утёсов, подчеркивая крепкую связь с местом.
2. Галисийский центр современного искусства
Испания, Сантьяго-де-Компостелла, 1994 год
В начала карьеры Сиза проектировал в основном частные дома и резиденции. Центр современного искусства – один из знаковых проектов Сиза 90-х годов, так как с него начинается эволюция проектов в масштабе и функциональности. Сиза ставил перед собой задачу спроектировать пространство, которое бы затрагивало все чувства с помощью приёмов естественного освещения, выразительных текстур и сценария движения внутри здания. Галисийский центра современного искусства является визитной карточкой современного Сантьяго-де-Компостела. Кроме выставочного пространства - это динамический и междисциплинарный центр, в котором проводятся циклы конференций, креативные мастер-классы, музыкальные выступления, театральные и кино-показы.
3. Спортивный центр Llobregat
Испания, Барселона, 2005 год
Территории под строительство спортивного центра, спроектированного Алваро Сиза, представляла собой плоский прямоугольник голой земли между плотно застроенными улицами послевоенных кварталов на севере Барселоны и кольцевой автодорогой на юге.
Здание спортивного центра, расположенное на отдалении от жилой застройки, состоит из группы пластичных объемов, возведенных из белого бетона, каждому из которых соответствует определенное назначение: спортивный зал на 2500 зрителей, бассейн, административные и вспомогательные функции.
Две огромные рампы, каждая размером с площадь небольшого города, поднимаются от автостоянки и встречаются на входе в здание на высоте четырёх метров. Таким образом, чтобы попасть внутрь, нужно преодолеть определенный путь и подняться над уровнем земли – в прямом и переносном смысле.
Такие метафоры призваны вырвать посетителя из тусклого контекста окружающей застройки и дать определенное эмоциональное переживание, которое начинается от входа в здание и продолжается внутри в пластичном пространстве, пронизанном лучами света.
4. Летний Павильон Галереи Серпентайн
Великобритания, Лондон, 2005 год
Алваро Сиза в соавторстве с другим известным португальским архитектором Эдуарду Соуту де Моура создали проект Летнего Павильона Галереи Серпентайн в 2005 году. Сиза сравнил будущую постройку с беспокойным животным, чьи лапы прикованы к земле, но оно готово сорваться с места в любую минуту.
Изогнутая форма павильона состоит из переплетающихся деревянных балок. Этот каркас накрыт полупрозрачным материалом, через который проникает естественный свет. Для облицовки пола Сиза использовал один его из любимых материалов – добротный красный состаренный кирпич, который работает на контрасте с пластичным и лёгким деревом.
5. Музей современного искусства Серралвеса
Португалия, Порту, 2007 год
Объем главного здания музея состоит из выставочного пространства, офисов и хранилищ, библиотеки искусств и ресторана с террасой. В качестве зонирующего элемента Сиза использовал огромные двери, которые в зависимости от потребностей выставки могут объединять залы в один или изолировать небольшие помещения. Дневной свет проникает через проемы в потолке, а естественная вентиляция осуществляется за счет горизонтальных проемов в стенах. Как и в большинстве проектов Алваро Сиза, мебель, освещение и элементы отделки были спроектированы архитектором. Палитра материалов – также традиционная для Сиза: каменные или оштукатуренные фасады, отделка пола мрамором. Абстрактные минималистичные стены с оконными проемами, обрамляющими неожиданные виды сада, не нарушают окружающего ландшафта, пребывая с ним в спокойном диалоге.
6. Фонд Ибере Камарго
Бразилия, Порту-Алегри, 2008 год
Ибере Камарго – известный бразильский художник. Здание для экспозиции его работ по проекту Сиза расположено на узком вытянутом участке, зажатом между склоном холма и автострадой. Из-за нехватки места архитектору пришлось расположить выставочные залы на разных уровнях. Их соединяют скульптурные пандусы, выходящие из интерьера наружу и возвращающиеся обратно. Посетитель ни на секунду не забывает о находящейся совсем рядом широкой реке Гуяба: виды на нее открываются из окон музея. Фасад здания решен в одном материале и цвете, что подчеркивает скульптурную форму сооружения. В интерьере Сиза применил светлое дерево для напольного покрытия. Для освещения широко использован солнечный свет, проникающий в залы через стеклянные перекрытия.
7. Институт архитектуры – Архив Эрвина Хеериха
Германия, 2009 год
Одноэтажное здание института архитектуры, U-образное в плане, возведено на территории бывшей ракетной базы НАТО, превращенной в комплекс культурных учреждений. Здесь хранится архив скульптора Эрвина Хеериха, по проектам которого построены многие постройки Хомбройха. Самые известные из них расположены рядом — в ансамбле музея “Острова Хомбройх”: это 12 павильонов, большинство из которых возведены из использованного вторично голландского клинкерного кирпича. Именно поэтому Сиза выбрал для своей постройки тот же материал.
Весомость кирпичных фасадов противопоставлена архитектором светлому и просторному интерьеру, открытому через панорамные окна в природную среду. Простота форм напоминает о лаконичной монументальности построек Хеериха, мемориалом которому, по сути, стало здание Сизы.
8. Спа-центр Vidago Palace Spa
Португалия, Видагу, 2012 год
Спа-центр дополнил ансамбль гостиницы Vidago Palace, построенной в начале XX века как королевский дворец. Это масштабное сооружение в русле эклектики сразу же после сдачи было превращено в отель. В Видагу расположены источники целебных минеральных вод, исторически привлекавшие состоятельных посетителей из разных стран Европы. К столетию отеля было решено построить новый корпус спа-центра.
Алваро Сиза решил его по-модернистски лаконично. Чтобы связать старинное здание гостиницы и новый корпус с бассейном, архитектор использовал объединяющий оттенок терракоты. На контрасте с цветными фасадоми, в интерьере использованы белая штукатурка и светлый природный камень. Новое крыло скромно утоплено в землю, чтобы не нарушать вид на ландшафтный парк и исторические фасады отеля.
9. Пожарная часть и казармы пожарных
Португалия, Санту-Тирсу, 2013 год
Комплекс находится на окраине города Санту-Тирсу и включает в себя три сооружения. Основной корпус состоит из гаража с бетонными фасадами и кирпичной части с офисами, учебными и жилыми помещениями, которые соединяются переходами. Со стороны двора к ним примыкает лужайка и небольшой плац, вымощенный плиткой. Также в комплекс входят кирпичное здание с мастерскими, складом и другими хозяйственными помещениями и бетонная пожарная вышка.
10. Административный “Корпус на воде” завода Shihlien Chemical Industrial
Китай, Хуайань, 2014 год
Первая постройка Алваро Сиза в Китае – административный корпус химического завода в Хуайане. В центре заводского комплекса китайской компании расположено огромное искусственное озеро. Вода из него используется в производстве, но, помимо функции водохранилища, оно имеет и эстетическую функцию, контрастируя с индустриальным пейзажем. В середине озера на воде было решено построить административное здание, официально названное “Корпус у воды”. Сооружение Алваро Сиза напоминает скульптурную “петлю” из белого бетона длиной 300 метров. Заказчикам эта форма напомнила образ дракона – существо китайской мифология, высоко чтимое в Китае, – и была воспринята как благоприятный знак. Здание общей площадью 11 000 м2 имеет два “надводных” уровня. Оно связано с берегами двумя мостами. Часть его кровли озеленена, а также устроен “сад на воде”. Подробнее о постройке читайте здесь.
11. Кампус компании Amore Pacific
Южная Корея, Йонъин, 2014 год
Amore Pacific – крупнейшая южнокорейская косметическая компания. В 40 минутах езды от Сеула, в городе Йонъин, у Amore Pacific есть огромные владения – целый кампус, территория которого в итоге и стала местом для строительства.
Сиза спроектировал здание лабораторий из серого гранита, кирпичный корпус образовательного центра для сотрудников, музей для экспозиции малой части коллекции (остальные предметы хранятся в подземном ярусе), небольшой жилой корпус для исследователей и сотрудников из других частей страны, отель для гостей более высокого ранга, а также два многофункциональных павильона.
12. Променад Алваро Сиза на кампусе Vitra
Германия, Вайль-на-Рейне, 2014 год
Кампус Vitra – самое известное из “собраний” построек выдающихся архитекторов. В частности на территории расположено здание пожарной части по проекту Захи Хадид, путь к которому пролегал через закрытую производственную зону кампуса. В задачу Алваро Сиза входило придумать пешеходную зону, которая соединила бы постройку Хадид и расположенный при въезде Vitra Haus напрямую, минуя промзону. В 1994 году Сиза уже проектировал на этой территории и был хорошо знаком с местностью – он разработал здесь проекты цеха, паркинга и пешеходных зон. Для оформления маршрута через промзону длиной 500 метров архитектор придумал променад с архитектурными “вставками”. Это асфальтированная дорога, отделенная от остального пространства живой изгородью издвухметровых буков. На некоторых отрезках пути изгородь сплошная, на других – в ней появляются просветы, сквозь которые видно окружение. Сиза выбрал в качестве ограждения живую изгородь, чтобы проект демонстрировал смену времен года. Изгородь дополнена материалами, которые применялись и в ранних проектах архитектора: голландским кирпичом и португальским гранитом.
Список наград Алваро Сизы:
1988 год — Лауреат премии Миса ван дер Роэ;
1992 год — Лауреат Притцкеровской премии;
1998 год — Лауреат Императорской премии Японии;
2001 год — Лауреат премии Вольфа;
2009 год — Лауреат золотой медали Королевского Института Британских архитекторов;
2012 год — Лауреат Золотого льва на Биеннале в Венеции.
Фото: alvaro siza office; Fernando Guerra; Joao Morgado; Sylvain Deleu; Serralves; Tomas Riehle; Vitra/Julien Lanoo; Mark Ritchie;