Шестидесятилетняя карьера, более 140 построенных объектов, точность и пропорции в сочетании с поэзией скульптуры – все это о португальском архитекторе Алваро Сиза Виэйра.
Алваро Сиза родился на севере Португалии в 1933 году. Ученик видного португальского архитектора Фернандо Таворы, он открыл свое собственное бюро в Порто уже в 21 год. Сиза с детства мечтал стать скульптором, но родители настояли на более “прикладной” профессии, и он пошел учиться на архитектора. Впрочем, к своим объектам Алваро Сиза относится как к скульптуре и утверждает, что архитектура – это искусство. Между тем, не сразу поймешь, о какой скульптурности идет речь, глядя на простые, логичные и прямолинейные сооружения архитектора. Сиза не увлечен декоративностью, его профессиональный инструмент архитектора – такой же, как тысячу лет назад – пропорции.
Несмотря на свою многолетнюю карьеру и всемирное признание, Алваро Сиза остаётся предан своей стране и строит в основном в Португалии, где его боготворят. Он использует минимум технических средств и привычные материалы: бетон, стекло, старый кирпич. В эпоху архитектуры как аттракциона проекты Сиза не слишком фотогеничны. Их нельзя сходу назвать эффектными или красивыми. Для понимания его архитектуры нужно время, тишина и созерцание – нужна определённая работа. И тогда пропорции, фактуры, свет и пространство сложатся в мастерскую скульптуру.
1. Чайный дом Boa Nova
Португалия, Матозиньюш, 1963 год
Чайный дом – один из первых проектов Сиза, реализованный совместно с его преподавателем, Фернандо Тавора. Для ресторана было выбрано место на каменной скале с видом на океан недалеко от родного города Алваро Сиза. В далёких 60-х был еще повсеместно распространен вдумчивый подход к проектированию в гармонии с местом. Архитекторы внимательно изучили климат и течения, окружающую растительность, формы скал и особенности дорог, соединяющих место с городом. К зданию ведет система платформ и ступеней, поднимающихся к входной зоне ресторана с низким навесом, дающим мощную тень, и огромными валунами по бокам, обрамляющими вход. Сооружение напоминает в плане форму бабочки, охватывая “крыльями” океанскую бухту. Внешние стены как будто вырастают из каменных утёсов, подчеркивая крепкую связь с местом.
2. Галисийский центр современного искусства
Испания, Сантьяго-де-Компостелла, 1994 год