post-pochitaniya-eero-saarinena
Архитектура

Пост почитания Ээро Сааринена

20 августа 1910 года в семье Сааринен родился сын – Ээро, впоследствии известный дизайнер и архитектор, чьи работы сформируют новый образ США после Второй Мировой войны.

, обновлено 20 Сентября 2018
AD Magazine

20 августа 1910 года в семье Сааринен родился сын – Ээро, впоследствии известный дизайнер и архитектор, чьи работы сформируют новый образ США после Второй Мировой войны. На выбор профессии Ээро повлияла среда, в которой он рос. Отец – известный финский архитектор Элиель Сааринен, мать – скульптор и дизайнер по текстилю Лоя Сааринен. В 1923 году семья иммигрировала из Финляндии в США. По приглашению американского филантропа Джоржда Бута Элиель Сааринена создал и затем возглавил Крэнбургскую художественную академию, в списке известных студентов которой будут Чарльз и Рай Имз, Флоренс Нолл.

Ээро Сааринен, 20.08.1910 — 1.09.1961

Ээро с 1929 по 1930 годы учился на скульптора в Академии де ла Гранд Шомьер во Франции, а после году изучал архитектуру в Йельском университете. В 1936 году он начал работать как архитектор совместно с отцом и преподавать в Крэнбургской художественной академии. Самостоятельной архитектурной практикой Ээро занялся только после смерти отца – в 1950 году. Всего за 11 лет ему удалось создать ряд выдающихся проектов, которые задали векторы развития современной архитектуры. Инновационные для тех лет материалы, формы, инженерные решения оставили в истории имя Ээро Сааринена, ушедшего из жизни на пике своей карьеры в 1961 году. Предлагаем вспомнить его ключевые работы.

Ээро Сааринен с равным успехом проектировал как здания, так и предметы интерьера. Вместе со своим приятелем Чарльзом Имзом, с которым он познакомился в Крэнбургской художественной академии, Ээро разработал модель “Органического стула” для конкурса MoMA “Органический дизайн в домашней обстановке”. Спинку и сиденье решили изготовить из гнутой фанеры. На самодельном аппарате дизайнеры проводили первые эксперименты с технологией объемной формовки фанеры.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 1

Хотя “Органический стул” занял первое место, но ввиду военного времени и высокой стоимости производственного цикла проект застрял на этапе прототипа. Только в 2006 году компания Vitra запустила эту модель в серийное производство.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 2

Флоренс Нолл, директора по дизайну компании Knoll, попросила своего друга Ээро разработать кресло для новой коллекции. Дизайнер предложил сделать ножки, переходящие в подлокотники, которые по форме напоминали задние лапки кузнечика. Это изящное и функциональное решение понравилось Флоренс, и до 1965 года кресло производилось под брендом Knoll. После его убрали из товарной линейки и лишь в 2014 году, благодаря дочери Ээро, Сюзан Сааринен, кресло стала выпускать финская компания Tetrimäki.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 3
Пост почитания Ээро Сааринена - фото 4

Когда Флоренс Нолл обсуждала с Ээро Саариненом дизайн этого кресла, то свои пожелания она сформулировала так: “Оно должно быть как корзина, наполненная подушками, где можно свернуться калачиком”. Для того чтобы получить нужную форму, Сааринен решил использовать стекловолокно. Так как этот материал только начинали применять в производстве, Флоренс и Ээро обратились за помощью к производителю лодок, который также экспериментировал со стекловолокном. Совместными усилиями после ряда проб удалось сделать кресло таким, как его задумал дизайнер: оно обволакивало сидящего, создавая чувство защищенности. Это кресло до сих пор выпускается компанией Knoll.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 5

В первоначальном плане здание выглядело как прямоугольная конструкция из стекла и стали и напоминало часовню Иллинойского технологического института Миса ван дер Роэ. Но под влиянием набросков часовни Брандейского университета, выполненных Мэтью Новицким, и проекта отца для колледжа Стивенс, архитектор решает изменить форму на цилиндрическую.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 6

Эта малопримечательной снаружи постройка с глухими стенами раскрывается перед посетителем внутри. Центральный элемент – круглое окно в потолке, которое освещает алтарь из белого мрамора. Эффект усиливает работа Гарри Бертойа в виде металлической гирлянды, каскадом спускающаяся сверху вниз.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 7

В карьере Ээро Сааринена этот проект можно назвать ключевым по ряду причин. Это его самостоятельная работа, которую он закончил без участия отца. На площади в 130 га архитектор возвел комплекс, названный журналом Life назвал “индустриальным Версалем”. Реализация амбициозного проекта стоила General Motors порядка 100 миллионов долларов, немыслимые в то время деньги. Цель оправдала средства – проект стал знаковым не только для компании, но и для страны.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 8

На открытие центра с приветственным словом выступил президент США Дуайт Эйзенхауэр, а журнала Times на своей обложке поместил портрет Ээро Сааринена на фоне плана комплекса General Motors. В 2014 году центр был включен в список Национальных исторических памятников.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 9

Частных дом был спроектирован Ээро Саариненом для семьи предпринимателя Ирвина Миллера. Здание выдержано в архитектурной традиции Людвига Мис ван дер Роэ: открытая планировка, плоская крыша. Над этим проектом архитектор работал совместно с дизайнером интерьера Александром Жираром и Даниэлем Кайли, отвечавшим за оформление ландшафта. В 2000 году дому был присвоен статус Национального исторического памятника. На сегодняшний день резиденция находится в собственности у Художественного музея Индианаполиса и открыта для посетителей.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 10
Пост почитания Ээро Сааринена - фото 11
Пост почитания Ээро Сааринена - фото 12

Терминал TWA выбивается из ряда построек Сааринена скульптурностью исполнения. Клиент хотел, чтобы в архитектуре здания был отражен “дух полета”. На этот раз архитектор предложил не привычное геометрически простое здание, а сложную форму с обтекаемыми линиями и плавными изгибами.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 13

Это проект стал предшественником работ таких архитекторов, как Заха Хадид, только в отличие от современных построек, которые проектироваться с помощью компьютерных программ, все расчеты и чертежи Ээро Сааринен делал вручную.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 14

Гордостью Сааринена в этом проекте стала крыша, за которую здание прозвали “Йельским китом”. От центральной 90-метровой арки из железобетона расходится сетчатая конструкция из тросов. Это архитектурное решение позволило сделать крышу двойной кривизны.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 15

Это один из немногих проектов Ээро Сааринена за пределами США. Перед архитектором стояла сложная задача: здание должно было гармонично вписаться в исторический контекст центральной части Лондона и в тоже время стать “витриной” актуальных решений современной архитектуры. Сааринен сделал выбор в пользу классических форм в современном исполнении. Всё же здание вызвало много критики со стороны английских архитекторов, и в особенности символическая скульптура орла на крыше. Тем не менее в октябре 2009 года здание внесли в список охраняемых памятников архитектуры Великобритании за модернистский бетонный фасад. Этот статус запрещает владельцу менять внешний вид памятника, что немаловажно в ходе последних событий. Для посольства США в Лондоне сейчас реализуется новый проект, а прежнее здание было продано Qatari group.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 16

Это единственный реализованный проект небоскреба Ээро Сааринена. З8-этажное здание было одним из самых высоких на момент его строительства. В качестве отделки архитектор выбрал черный гранит, вместо привычного стеклянного полотна, за что получило прозвище “Черная Скала”.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 17

В конкурсе на строительство этого мемориала принимали участие Ээро Саариени и его отец Элиель по-отдельности. Когда в офис принесли письмо для победителя конкурса, на конверте вместо имени стояла буква “Э”. Все подумали, что оно адресовано Элиелю, но ошиблись. Выиграл проект сына – Ээро.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 18

В работе над этим сооружением Сааринен отталкивался от классических пропорций арок, а для придания объекту современного вида, архитектор покрыл железобетонную конструкцию стальными листами. В верхней части 192-метровой “Арки” расположена смотровая площадка, на которую посетителей доставляет лифт, изготовленный специально под этот проект.

Пост почитания Ээро Сааринена - фото 19

Текст: Татьяна Карабанова

Читайте также