Пост почитания Федора Шехтеля

7 августа 1859 года родился русский архитектор Федор Осипович Шехтель, один из самых выдающихся представителей стиля модерн в российском зодчестве, художник, иллюстратор и автор множества знаковых построек в Москве.
Федор Шехтель пост почитания выдающигося представителя стиля модерн в российском зодчестве

7 августа (26 июля по старому стилю) 1859 года родился русский архитектор Федор Осипович Шехтель, один из самых выдающихся представителей стиля модерн в российском зодчестве, художник, иллюстратор и автор множества знаковых построек в Москве.

Архитектор Федор Шехтель (1859–1926)

Федор Шехтель, выходец из семьи баварских колонистов, начал свой творческий путь после переезда в Москву из Саратова в 1875 году. Будущий архитектор недоучился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества из-за плохой посещаемости, однако это не помешало ему уже в возрасте 16 лет работать вместе с главным архитектором Москвы второй половины XIX века А. С. Каминским над конкурсным проектом фасада Исторического музея.

Несмотря на то что Шехтель широко известен своими архитектурными произведениями, на первых этапах творчества, параллельно с проектированием частных домов и усадеб для видных предпринимателей и меценатов, он занимался рисованием театральных афиш, иллюстрированием журналов и книг. Например, его кисти принадлежит обложка “Записок охотника” И. С. Тургенева.

Поворотным моментом в архитектурной деятельности Федора Шехтеля стало создание особняка З. Г. Морозовой на улице Спиридоновке в 1893 году. Постройка признана лучшим образцом его работы готическом стиле. Именно после создания этого проекта Шехтель становится поистине популярным. В 1901 году архитектор спроектировал павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго, а в 1902 году создал в Москве здание Ярославского вокзала в неорусском стиле.

Шехтеля называют “гением русского модерна”, однако стилю модерн в его творчестве предшествовал готический, а соседствовал с ним неоклассицизм и неорусский стиль. Его здания узнаваемы в московском ландшафте благодаря удивительному сочетанию элементов архитектурных стилей в его авторской обработке. Помимо создания особняков и усадеб, какое-то время Федор Осипович занимался также церковным зодчеством.

Самое ценное для нас в творчестве архитектора Шехтеля то, что мы по сей день можем встретить его произведения на многих улицах Москвы. Ниже мы приводим пять его самых известных московских работ.

1. Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке

Этот неоготический “замок” был построен Федором Шехтелем специально для жены мецената Саввы Морозова Зинаиды Григорьевны. Он расположился на улице Спиридоновке, неподалеку от Патриарших прудов. Для Шехтеля это была одна из первых больших самостоятельных работ, и здесь он использовал качественно новые приемы в проектировании. Особняк построили с отступом от красной линии, основное здание связали с хозяйственным флигелем подземным переходом. Сводчатые окна украшают асимметричный фасад особняка, а по углам здания расположились фигуры причудливых животных в лучших традициях готики.

Внутреннее убранство в отличие от внешне спокойного фасада выполнено с особой рыцарской пышностью. В создании интерьеров дома участвовал знаменитый художник Михаил Врубель. Сейчас в особняке действует Дом приемов Министерства иностранных дел РФ. Подробнее смотрите в нашем отдельном материале: Дом приемов МИД на Спиридоновке.

Бывшая гостевая комната Саввы Морозова. Вся мебель и гобелены антикварные, XVIII и XIX веков. На стенах — панно Константина Богаевского, которыми украсил особняк Рябушинский. Они пострада­ли во время пожара и бы­­­ли восстановлены. Подробнее читайте по клику на фото. https://admagazine.ru/arch/42976\_dom-priemov-mid-na-spiridonovke.php

фриц фон дер шуленбург; ПОРТРЕТ ИЗ ФОТОАРХИВА М. ЗОЛОТАРЕВА, Софья Карпенко

2. Комплекс зданий Товарищества скоропечатни А. А. Левенсона в Трехпрудном переулке

Если спускаться с Тверской улицы по Мамоновскому переулку, то в самом его конце мы увидим небольшой замок. Светлый фасад здания контрастирует с темными башенками и коваными деталями, что добавляет этому дому загадочности. Скоропечатня Левенсона стала первой типографией в Москве, созданной по такому диковинному проекту.

Здание в Трехпрудном переулке, выполненное на стыке форм готики и модерна, состоит из двух функционально разных частей: вдоль переулка располагается административное здание издательства и редакции, а вглубь участка уходит производственный корпус. Угловая башня здания украшена лепным орнаментом чертополоха: растительные мотивы характерны для стиля модерн. Парадная лестница типографии и расстекловка дверей также были выполнены в изящных формах и линиях модерна. Для Шехтеля этот проект стал переломным в отношении архитектурных стилей. На сегодняшний день здание функционирует как офисный центр.

3. Особняк Рябушинского на Малой Никитской

Если в здании скоропечатни Левенсона Шехтель смело прибег к изящному модерну лишь в исполнении парадной лестницы, то в особняке банкира и фабриканта Рябушинского соединились все самые яркие черты этого архитектурного стиля. Волнообразная ограда здания имитирует “удар хлыстом” — характерный для модерна рисунок. Фасад особняка облицован мозаикой с изображениями ирисов и глазурованным кирпичом нежных растительных оттенков. В летнее время года рассмотреть самые красивые части дома тяжело — придется заглядывать под листву разросшихся деревьев.

Плавные формы внешнего облика соединяются Шехтелем с внутренним убранством с помощью парадной лестницы в форме морской волны. Декор особняка продолжает традиции модерна — в нем использовано множество растительных узоров, изображений животных и насекомых. Сегодня посетить памятник архитектуры может любой желающий — в здании действует мемориальный дом-музей писателя Максима Горького.

4. Здание Московского художественного театра имени А. П. Чехова

Сотрудничество Федора Шехтеля с Саввой Морозовым продолжилось во время работы архитектора над реконструкцией театра в Камергерском переулке. Стены здания покрашены в светло-зеленый цвет, окна фасада выполнены с помощью кубической расстекловки, боковые двери окружены мозаикой цвета морской волны. В 1903 году над входом на Малую сцену театра был установлен горельеф скульптора Анны Голубкиной “Море житейское” — он повторяет общий стиль театра, разработанный Шехтелем. Архитектор также придумал занавес со знаменитым орнаментом из волн и изображением чайки на них, который впоследствии стал символом МХТ имени А. П. Чехова.

5. Здание Ярославского вокзала

Федора Шехтеля пригласили к проектированию здания вокзала в 1902 году. Вслед за архитектором Львом Кекушевым Шехтель пристроил к вокзалу новый фасад с залом ожидания. Постройка была выполнена в неорусском стиле с элементами северного модерна. Центральная часть фасада повторяет облик русского терема, однако кованые детали, расстекловка окон, мозаичный фриз зеленого цвета и растительные орнаменты выдают приверженность автора к стилю модерн. Внутри здания сохранились также барельефы с животными мотивами.

Фото: фриц фон дер шуленбург; ПОРТРЕТ ИЗ ФОТОАРХИВА М. ЗОЛОТАРЕВА, Софья Карпенко