Архитектура

Пост почитания Флоренс Нолл Бассетт: история жизни и архивные фотографии

Ровно неделю назад, 25 января, в возрасте 101 года ушла из жизни дизайнер, архитектор, соосновательница легендарной компании Knoll Флоренс Нолл Бассетт. Мы вспоминаем факты из ее биографии и рассказываем, почему ее заслуженно считают одной из самых могущественных женщин в истории дизайн-индустрии.

Архитектура

Флоренс Шуст родилась в 1917 году и все свое детство провела в городке Сагино, штат Мичиган. Ее интерес к архитектуре проявился довольно рано, еще во время учебы в Кингсвудской школе для девочек, располагавшейся недалеко от Академии искусств Крэнбрука. Там же она познакомилась с отцом Ээро Сааринена финским архитектором и дизайнером Элиэлем Саариненом, что во многом повлияло на развитие Флоренс как архитектора. Элиэль по-отечески принял девушку в семью, она путешествовала вместе с ними по Финляндии, вращалась в архитектурных кругах и завела очень теплую дружбу с сыном Элиэля — Ээро, который, кстати, потом сделает свое знаменитое кресло Womb для Knoll как раз под руководством Флоренс.

Ганс и Флоренс Нолл.
Ганс и Флоренс Нолл.

Рекомендации для продолжения обучения она получила ни много ни мало от Алвара Аалто и Элиэля Сааринена и отправилась под крыло к таким мастерам архитектуры XX века, как Вальтер Гропиус и Марсель Бреер, в Кембридж, штат Массачусетс, и затем к Людвигу Мис ван дер Роэ в Институт технологий в Иллинойсе. Кстати, Мис ван дер Роэ она в будущем убедит в том, что ему необходимо передать права на производство его легендарной коллекции Barcelona компании Knoll.

Флоренс Нолл и ее любимая собака Картри. Картри часто снималась в рекламе для Knoll, и в честь нее назван один из видов текстиля Knoll.
Флоренс Нолл и ее любимая собака Картри. Картри часто снималась в рекламе для Knoll, и в честь нее назван один из видов текстиля Knoll.

История компании Knoll началась примерно в тот момент, когда Флоренс Шуст встретила в 1941 году в Нью-Йорке своего будущего мужа Ганса Нолла, немецкого бизнесмена, сына Уолтера Нолла, который еще в довоенное время производил мебель Людвига Мис ван дер Роэ на своей фабрике в Штутгарте. Сложив идеи Флоренс и ее дизайн-видение вместе с опытом бизнесмена Ганса, в итоге они получили одну из самых могущественных мебельных компаний в мире. Вместе с Флоренс в компанию пришли ее друзья и наставники, чьи предметы мебели признаны иконами дизайна и по сей день выпускаются мануфактурой Knoll, — это Гарри Бертойя, Ээро Сааринен, Мис ван дер Роэ и другие.

Дизайн-революция и Planning Unit

С приходом Флоренс в компании появился революционный по тем временам департамент планирования (Planning Unit), который занимался созданием интерьеров. Тогда же появилось и подразделение KnollTextiles. Planning Unit был своего рода сервисом “Интерьер под ключ”: его сотрудники предоставляли клиенту целый набор услуг, в который входили разработка проекта, подбор материалов, мебели, ведение проекта и прочие услуги, которые в то время еще не были “упакованы” в подобный бизнес-пакет.

На успех этого бизнес-кейса повлияли и Ганс, который ко всему прочему был еще и отличным маркетологом, и, конечно, Флоренс, которая понимала, что нужно не просто “декорировать пространство”, а создавать его. Она буквально показала миру революционный подход к планированию пространства и изобрела новый вид офиса — простой, современный, лишенный огромных дубовых столов и лишних перегородок. Среди клиентов этого департамента числились такие корпорации, как IBM, GM и CBS и другие.

Офис Cowles Publication по проекту Флоренс Нолл.
Офис Cowles Publication по проекту Флоренс Нолл.

Кстати, несмотря на стремительный рост количества клиентов, Флоренс не расширяла свою команду. Поначалу она работала одна, затем к ней присоединились еще четыре дизайнера, и ни разу группа не выходила за рамки 5–6 человек — ей просто не нравилось работать в большой команде. Флоренс контролировала весь процесс — от цвета стен до текстуры обивки, погружалась в каждый проект полностью и во многом благодаря этому каждый раз получала идеальный результат.

Команда Planning Unit обсуждает новый проект. Флоренс и Ганс Нолл на переднем плане.
Команда Planning Unit обсуждает новый проект. Флоренс и Ганс Нолл на переднем плане.
Мебель

Флоренс, конечно, занималась и дизайном мебели. Во многом ее главным наставником в этом был Мис ван дер Роэ, отсюда и ее коллекция 1954 года, вдохновленная работами ван дер Роэ. При этом ее уникальный архитектурный взгляд, чуткое понимание пропорций и пространства, для которого предназначена мебель, становились отличным подспорьем для талантливых коллекций мебели. Да, они не были легендарны, как предметы Бертойи и Сааринена, но при этом ее предметы мебели для Knoll стали вневременными хитами именно потому, что они универсальны и архитектурно точны.

И разумеется, только ее заслугой можно считать то, что Knoll производит мебель Пьера Жаннере, Марселя Брёйера и других звезд дизайн-мира XX века. Ээро Сааринен создал свое знаменитое кресло Womb Chair с подачи Флоренс. Она сказала ему: “Сделай кресло, похожее на огромную корзину из подушек, в которой я могла бы уютно устроиться”.

Флоренс Нолл, Ээро Сааринен и его стул Tulip для Knoll.
Флоренс Нолл, Ээро Сааринен и его стул Tulip для Knoll.
Флоренс Нолл и Ээро Сааринен.
Флоренс Нолл и Ээро Сааринен.
Диван Florence Knoll Sofa.
Диван Florence Knoll Sofa.

В какой-то момент Государственный департамент США обратился к Knoll с просьбой произвести мебель для сотрудников, которые живут и работают за границей. Так появился Knoll International с огромным количеством офисов по всему миру.

В 1955 году Ганс Нолл погиб в автокатастрофе. Флоренс заняла позицию президента компании. В 1960 году она переключилась с этой позиции на управление департаментом дизайна и развития компании, а в 1965-м вышла на пенсию. Флоренс вышла замуж еще раз в 1957 году и прибавила фамилию второго мужа. Она ушла из жизни как Флоренс Нолл Бассетт, женщина-революционер в дизайн-индустрии, создавшая абсолютно новый вид офисной среды и ставшая “повелительницей” стиля модерн.

Друг Флоренс Чарлз Имз в одном из писем к ней в 1957 году очень точно охарактеризовал ее проекты и дизайн-видение: “Каждый раз, путешествуя на Запад, я вижу что-то новое, сделанное тобой. Это всегда прекрасно, и я благодарен тебе за то, что ты создаешь такие проекты в мире, в котором заурядность — это норма”.

10 принципов работы Флоренс Нолл Бассетт:

1. Всегда сотрудничайте с молодыми и свежими талантами.

2. Используйте свой офис и шоурум как дизайн-лабораторию, инкубатор и инструмент для продаж.

3. Создавайте человекоцентричный дизайн, персонализируя пространство под клиента.

4. Обдумывайте каждую деталь несколько раз.

5. Экспериментируйте с новыми и старыми материалами.

6. Всегда приближайтесь к идеалу.

7. Привлекайте современное искусство и художников.

8. Создавайте целостный дизайн.

9. Работайте в маленькой команде.

10. Всегда работайте с великими клиентами.

+1
Читайте также