Архитектура

Пост почитания Кенго Кумы

8 августа отмечает свой день рождения один из самых известных архитекторов современности. Кенго Кума — легендарный мастер, который чтит японские традиции, тонко чувствует каждый проект и с большой любовью относится к окружающей среде.

Архитектура

За 64 года своей жизни Кенго создал сотни проектов, непохожих друг на друга. Ведь архитектура, как он считает, не может быть однообразной, поскольку всегда тесно связана с ландшафтом, природой, климатом и местными жителями. История жизни Кенго такая же уникальная и яркая, поэтому мы поздравляем легендарного мастера нашим “Постом почитания”.

cleared(data.content.description)
Кенго Кума.

Кенго родился 8 августа 1954 года в Иокогаме. Когда ему исполнилось 10 лет, он решил стать архитектором — по телевизору тогда шел фильм о строительстве Олимпийского стадиона в Токио по проекту Кензо Танге, и он произвел на мальчика неизгладимое впечатление. Спустя несколько лет Кенго увидел еще одну сказочную картинку — город будущего, спроектированный в Осаке на “Экспо 70”, — и убедился в том, что выбрал профессию верно.

cleared(data.content.description)
Культурный и информационный центр в Асакусе.

Все детство он жил со своей семьей в старом деревянном доме, который ютился рядом с бетонными многоквартирными новостройками его одноклассников. Мальчик очень стеснялся своего положения и лишь спустя много лет научился ценить это пространство — он полюбил запах стропил, скрип пола под татами и теперь старается вернуть традиционным и природным материалам утраченное почетное место в японской архитектуре.

cleared(data.content.description)
Музей народного искусства Китайской академии искусств.

Кенго поступил в Токийский университет, где учился у Хироси Хары и Йосико Учиды. Он получил степень магистра архитектуры, а затем продолжил обучение в Колумбийском университете в Нью-Йорке. В аспирантуре он совершил поездку по Сахаре, исследуя различные деревни и поселения, наблюдая уникальную силу и красоту природы.

cleared(data.content.description)
Магазин Sunny Hills.

В 1987 году он открыл Spatial Design Studio, а в 1990 году — известную всем студию Kengo Kuma & Associates. Кенго пришел в профессиональную архитектурную сферу во время экономического кризиса. “Я принадлежу к потерянному поколению. Мы застали заморозки, но в культурном смысле это, может быть, и лучше, чем ситуация перегрева. У нас было больше времени на то, чтобы думать”, — рассказывает Кума.

cleared(data.content.description)
Музей Синьцзинь-Чжи.

Из-за кризиса архитектор покинул Токио и уехал в провинцию, чтобы работать над небольшими заказами. Он знакомился с местными ремесленниками и строителями, узнавал о старинных технологиях и традиционных материалах. С тех пор Кенго особенно полюбил работать с мастерами штучного производства, а не с большими компаниями. Он поверил в человека и в личные навыки.

cleared(data.content.description)
Концертный комплекс во Франции.

Кенго сумел извлечь из сложной ситуации выгоду и даже сейчас вспоминает трудные времена с благодарностью — именно тогда он выработал собственный почерк, вот только выражается он не во внешнем виде здания, а в его атмосфере и ощущении. Все его пространства наполнены светом и теплом, в них чувствуешь единение с природой, даже если находишься в центре мегаполиса.

cleared(data.content.description)
Отель ONE@Tokyo.

В 2008 году студия открыла еще один офис — в Париже. Громкие проекты по всему миру поставили его в ряд с другими великими архитекторами современности — Захой Хадид или Жаном Нувелем. Но Кенго считает иначе. Они путешествуют по миру с уже готовым узнаваемым стилем, в то время как Кума тратит время на то, чтобы вырастить особенную архитектуру из места. “Западные архитекторы всюду делают одно и то же, а мы работаем исходя из того, что нас окружает”.

cleared(data.content.description)
Университет в Токио.

Сейчас Кенго живет в доме, спроектированном его женой, и считает, что улицы городов должны заполнять именно малоэтажные сооружения, ведь только там человек может чувствовать себя свободно и комфортно. Он преподает в Высшей школе архитектуры в Токийском университете и продолжает возглавлять студию Kengo Kuma & Associates.

Один из первых проектов Кенго сильно отличается от всех остальных его творений. Здание M2 создавалось для автомобильной компании “Мазда” и должно было служить огромным торговым залом. Конструкция представляет собой хаотичное смешение материалов и элементов из разных архитектурных стилей: здесь и гротескная ионическая колонна, и авангардистские антенны русского архитектора Ивана Леонидова. Словом, проект вобрал в себя все принципы постмодернизма, господствовавшего в Японии в то время. Кстати, здание сохранилось в идеальном состоянии, но теперь в нем располагается похоронное бюро.

cleared(data.content.description)
Здание M2.

В районе Ашино города Насу Кенго превратил старинные 80-летние хранилища риса в музей. Он использовал оригинальные каменные строения, дополнив их новыми элементами, также выполненными из природного материала.

cleared(data.content.description)
Каменный музей.

Проект был запущен с целью возрождения исторического места. Для этого архитектор спроектировал пространства, которые не имеют границ между интерьером и окружающей средой, — они получились открытыми, светлыми и даже воздушными. Кенго постарался сделать стены “легкими”, убрав некоторые “кирпичики” и создав множество отверстий.

cleared(data.content.description)
Каменный музей.
cleared(data.content.description)
Каменный музей.

Музей Синьцзинь-Чжи был создан для того, что показать людям суть даосизма — и даже само здание стало отражением его философии, демонстрирующей существование в гармонии с природой. Кенго по традиции использовал местные материалы и методы строительства: он задействовал специальную керамическую плитку, созданную по особой технологии из глины. Он подвесил ее в шахматном порядке на стальных веревках и таким образом защитил пространство музея от прямых солнечных лучей.

cleared(data.content.description)
Музей Синьцзинь-Чжи.

Здание из стали и железобетона состоит из нескольких уровней, и посетителям выставки нужно постепенно подниматься вверх. Они идут из полуподвального помещения и доходят до крыши, с которой открывается потрясающий вид на горы. Таким образом гости проделывают путь из темноты к свету, что является аллюзией на духовную практику.

Музей Синьцзинь-Чжи.
Музей Синьцзинь-Чжи.
Музей Синьцзинь-Чжи.
Музей Синьцзинь-Чжи.
+1
Музей Синьцзинь-Чжи.

Бюро Кенго спроектировало в оживленном районе Асакуса многофункциональный информационно-туристический центр. В угловом здании площадью всего 326 м² расположились и выставочные пространства, и конференц-залы, и просторный холл. Из-за небольшой территории сооружению пришлось расти вверх, поэтому архитекторы спроектировали восемь этажей — у каждого из них четкое функциональное назначение. Каждый уровень имеет собственную крышу, где прячутся технические коммуникации.

Культурный и информационный центр в Асакусе.
Культурный и информационный центр в Асакусе.
Культурный и информационный центр в Асакусе.
Культурный и информационный центр в Асакусе.
+1
Культурный и информационный центр в Асакусе.

В 1982 году Министерство культуры Франции решило, что искусство должно принадлежать всем, а не только парижанам. Так в каждом регионе страны появился FRAC (Региональный фонд современного искусства). Кенго Кума выиграл сразу два конкурса — на музеи в Безансоне и Марселе. Последний находится в самом центре города, в небогатом районе Ла-Жольет. Фасад покрывают тысяча шестьсот стеклянных панелей, подвешенных под разным углом и напоминающих сохнущее белье, какое часто встретишь в Марселе. Кума постарался, чтобы здание не выглядело инородным, а стало, напротив, частью жизни горожан: через холл первого этажа они могут сокращать дорогу, а на террасе в середине здания выпивать и отдыхать.

cleared(data.content.description)
Центр современного искусства FRAC.

Этот магазин специализируется на продаже популярной ананасовой сладости Тайваня — фэнлису. Сооружение для него Кенго спроектировал в форме бамбуковой корзины. Он создавал магазин, взяв за основу традиционный метод, используемый в японской архитектуре: вертикальные и поперечные балки одинаковой ширины переплетаются друг с другом, образуя своеобразную сеть. Обычно две части пересекаются всего дважды, но здесь они объединяются сразу в трех измерениях и создают объем. Таким образом конструкция, словно облако, окутывает здание и делает его легким и воздушным.

Магазин Sunny Hills.
Магазин Sunny Hills.
Магазин Sunny Hills.
Магазин Sunny Hills.
+2
+1
Магазин Sunny Hills.

Кенго создал концертный комплекс в Экс-ан-Прованс для одной из старейших танцевальных и музыкальных консерваторий Франции, основанной в 1849 году. Для облицовки наружных стен комплекса архитектор выбрал алюминиевые панели, испещренные “складками”, которые создают контраст света и тени на приглушенных серых поверхностях. В некоторых местах складки функционируют как жалюзи, помогая защитить окна от прямых солнечных лучей. По мнению архитектора, такой фасад должен вызывать у посетителей различные ассоциации — от полотен французского художника Поля Сезанна до бумажных форм оригами.

Концертный комплекс во Франции.
Концертный комплекс во Франции.
Концертный комплекс во Франции.
Концертный комплекс во Франции.
+2
+1
Концертный комплекс во Франции.

В 2014 году Кенго Кума спроектировал здание University of Tokyo's Hongo Campus в Токио, фасад которого покрыт сотнями тонких деревянных полос из кедра. Вертикальные полосы собраны в группы от пяти до десяти, а затем выложены в шахматном порядке — таким образом создается сложная многослойная поверхность. В некоторых местах между ними просматриваются горизонтальные щелевидные окна.

Кампус состоит из пяти этажей — три над землей и два в подвале. На первом уровне создано открытое общественное пространство с уютным кафе, которое украшает панорамное остекление. Для управления зданием архитекторы интегрировали в него интеллектуальную систему, в которой сотни датчиков используются для контроля и регулирования температуры, вентиляции и прочих важных параметров.

cleared(data.content.description)
Университет в Токио.
cleared(data.content.description)
Университет в Токио.
cleared(data.content.description)
Университет в Токио.
cleared(data.content.description)
Университет в Токио.

Музей народного искусства Китайской академии искусств находится в городе Ханчжоу, на месте бывшей чайной плантации. Сооружение расположено выше всех остальных построек и издалека напоминает не музей, а небольшую деревню. Все дело в том, что его крыша покрыта тысячами изогнутых черепичных плиток, а само здание поделено на части, похожие на сельские домики. В этом проекте Кенго использовал прием с подвешиванием плитки на стропах — то же самое он сделал в музее Синьцзинь-Чжи.

Музей народного искусства Китайской академии искусств.
Музей народного искусства Китайской академии искусств.
Музей народного искусства Китайской академии искусств.
Музей народного искусства Китайской академии искусств.
+4
+3
Музей народного искусства Китайской академии искусств.

Один из последних проектов Кенго — новый отель в Токио под названием ONE@Tokyo. Он не похож ни на популярные в Японии бизнес-отели, ни на традиционные гостиницы — рёканы. Отель расположен на северо-востоке Токио, в районе Сумида, в котором еще царит традиционная атмосфера эпохи Эдо. Следуя своему творческому кредо, Кенго Кума спроектировал отель, который максимально отражает историю и характер места.

Здание с его бетонной облицовкой сливается с окружением и в то же время обращает на себя внимание прохожих: на уровне первых этажей фасад оформлен объемной конструкцией из хаотично нагроможденных деревянных планок. Несмотря на узнаваемость приема, отель стоит особняком среди других работ Kengo Kuma & Associates: знаменитое бюро выступило не только автором архитектурного проекта и интерьеров, но и приняло участие в разработке фирменного стиля, включая униформу персонала и письменные принадлежности. Интерьеры отеля подчеркнуто аскетичны.

cleared(data.content.description)
Отель ONE@Tokyo.

Индустриальная эстетика трактуется в них сквозь призму традиционного японского минимализма: потолки с открытыми балками, раковины и стулья из матовой стали, светлый деревянный шпон в отделке стен и встроенной мебели. Комнаты варьируются от небольших студий до просторных сюитов (56 м²) с видом на башню Tokyo Skytree. Atelier Suite, в котором светлый шпон заменен на живописно состаренные доски, воспроизводит атмосферу творческой мастерской.

cleared(data.content.description)
Отель ONE@Tokyo.
cleared(data.content.description)
Отель ONE@Tokyo.
cleared(data.content.description)
Отель ONE@Tokyo.
Читайте также