Архитектура

Пост почитания Лины Бо Барди

4 декабря родилась одна из величайших женщин-архитекторов — Лина Бо Барди. Все ее проекты несут в себе мощный социальный подтекст и являются яркими образцами модернистской архитектуры.

Архитектура

4 декабря 104 года назад в Риме родилась Ачилина Бо — женщина-архитектор, более известная как Лина Бо Барди. Она проектировала дома, писала статьи, создавала декорации для кинофильмов и предметы мебели. Лина прожила долгую жизнь и оставила яркий след не только в архитектурном мире, но и в сфере искусства.

cleared(data.content.description)
Архитектор Лина Бо Барди.

Ачилина родилась в Риме. Когда пришло время выбирать университет, она осталась в родном городе и поступила на факультет архитектуры, а уже после окончания переехала в Милан. Молодая Ачилина начала работать в студии знаменитого итальянца Джо Понти. В то время он как раз руководил своим архитектурным журналом Domus, и Лина начала писать статьи, а впоследствии выросла до заместителя главного редактора.

Гений места: кафедральный собор Джо Понти в Таранто
Может быть интересно
Гений места: кафедральный собор Джо Понти в Таранто

К началу Второй мировой она уже основала небольшую студию, но во время войны в основном писала, а не проектировала. Редакторский навык, полученный у Понти, пригодился — Барди создавала материалы для дизайнерских и архитектурных журналов, а также иллюстрировала их собственными рисунками.

cleared(data.content.description)
Художественный музей Сан-Паулу.

В 1943 году ее миланский офис был разрушен в результате авианалета. Вернувшись в него, Лина основала там издание A Cultura della Vita, а также вступила в Итальянскую коммунистическую партию. Ее апартаменты превратились в место встреч интеллектуалов, участвующих в политическом движении. Именно там она познакомилась с критиком и искусствоведом Пьетро Марией Барди и вышла за него замуж. С тех пор Ачилина стала Линой Бо Барди.

cleared(data.content.description)
Культурный центр SESC Pompeia в Сан-Паулу.

В 1946 году вместе с мужем Лина переезжает в Сан-Паулу и активно начинает изучать бразильскую культуру и особенно народные традиции. Позднее архитектор скажет, что Бразилия — ее вторая родина, которую она выбрала самостоятельно.

В 1950 году Барди создает журнал Habitat, где освещает все — от живописи до дизайна, от танцев до моды, от фотографии до ремесел. А параллельно с редакторской деятельностью работает над своим первым проектом в новой стране — собственным домом. Его архитектор построила из стекла в одном из районов Морумби — позднее он стал образцом бразильского рационалистического искусства.

Женщины в архитектуре
Может быть интересно
Женщины в архитектуре

Бо Барди не сразу была признана великим архитектором. Ее сооружения часто шокировали публику, а дизайн всегда опережал свое время. Зато сейчас здания по-прежнему выглядят современными, а ее труды и биографию изучают миллионы последователей по всему миру. Лина умерла в 1992 году, прожив долгую насыщенную жизнь и оставив яркий след в архитектурном мире.

Стеклянный дом

1951 год

Здание Glass House построено по принципу открытости: благодаря стеклянным стенам в дом попадает максимум естественного света. Кроме того, конструкция выглядит легкой и гармонично вписывается в окружающие джунгли.

cleared(data.content.description)
Стеклянный дом в Сан-Паулу.

Сооружение стоит на высоких тонких сваях и даже сейчас выглядит немного футуристично. Тем не менее дом имеет все признаки итальянского рационализма — промышленные материалы в конструкции, простые повторяющиеся формы, а также элементы традиционной сельской архитектуры Бразилии.

cleared(data.content.description)
Стеклянный дом в Сан-Паулу.

После смерти архитектора здание было превращено в музей. Сегодня там находится более 17 тысяч фотографий и около 7500 эскизов, сделанных Линой Бо Барди. Кроме того, там остались ее предметы искусства, старинная мебель и личные вещи.

Художественный музей Сан-Паулу

1968 год

В 1968 году завершилось строительство нового здания для Художественного музея MASP по проекту Лины Бо Барди. Архитектор тщательно следила за стройкой и курировала все этапы возведения.

cleared(data.content.description)
Художественный музей Сан-Паулу.

Главным условием было сохранить панорамные виды из окон, поэтому архитектор предложила поднять здание на несколько метров над землей. Мощные железобетонные балки удерживают конструкцию и привлекают внимание прохожих. Форма здания сложнее, чем кажется на первый взгляд. Коробка со стеклянными стенами, выходящими на оживленное авеню Паулиста, — это лишь часть музейного комплекса. Для того чтобы увидеть его целиком, здание нужно обойти с другой стороны.

cleared(data.content.description)
Художественный музей Сан-Паулу.

Не менее интересны интерьеры здания. Вокруг большого фойе расположены залы, где Лина предложила демонстрировать полотна так, чтобы была видна и лицевая часть холста, и его изнанка. Вместо картин на стенах здесь появились стеклянные кофры с экспонатами, расставленными по всему пространству.

Культурный центр SESC Pompeia

1986 год

В 1986 году в Сан-Паулу было закончено строительство культурного центра SESC Pompeia, в проекте которого воплотились главные черты стиля Бо Барди. В первую очередь она настояла на том, чтобы не разрушать старое здание завода, а обновить его и усовершенствовать.

cleared(data.content.description)
Культурный центр SESC Pompeia в Сан-Паулу.

Бо Барди использовала простые формы, бетон и стекло — все, что характеризует ее как архитектора-модерниста. Но в то же время, в отличие от Оскара Нимейера и Лусио Косты, в тени которых Бо Барди творила, она бережно и уважительно отнеслась к традициям своей новой страны — Бразилии — и старалась учитывать их при создании проектов.

cleared(data.content.description)
Культурный центр SESC Pompeia в Сан-Паулу.
Пост почитания Оскара Нимейера
Может быть интересно
Пост почитания Оскара Нимейера

“Для Лины было недостаточно просто спроектировать здание и выразить там свои видения, — рассказывает Ноэми Благер, куратор выставки, посвященной Бо Барди. — Она всегда ставила людей в центр проекта”. И это чувствуется — SESC Pompéia стал действительно социально-культурным местом: старики здесь играют в шахматы, а дети резвятся на площадках, кто-то ест в столовой, а кто-то загорает на импровизированном дощатом “пляже”. По задумке автора, пространство должно было отвечать разным запросам. Но чтобы создать его, архитектору пришлось воспротивиться жесткому давлению владельцев комплекса.

+2
+1
Новаторский театр Teatro Oficina.

1991 год

Вместе с архитектором Эдсоном Элито Лина работала над еще одним городским проектом — зданием для новаторского Teatro Oficina. На месте старого исторического сооружения, которое частично сгорело, решили построить новые части театра. Они служили одновременно и сценой, и зрительным залом. Гости располагались за строительными лесами, прикрепленными к стенам. Их положение можно было менять в зависимости от концепции постановки.

cleared(data.content.description)
Новаторский театр Teatro Oficina.
Читайте также