post-pochitaniya-lyudviga-mis-van-der-roe
Архитектура

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ

27 марта родился архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, «отец» интернационального стиля, определивший облик модернистской архитектуры XX века. В честь этого события мы вспоминаем основные вехи творческого пути архитектора и его главные проекты.

, обновлено 24 Сентября 2019
AD Magazine

Будущий великий архитектор Людвиг Мис родился в 1886 году в немецком Ахене, где поначалу учился в ремесленной школе, а затем работал каменотесом на предприятии своего отца. Затем он переехал в Берлин и начал работать у знаменитого интерьерного дизайнера Бруно Поля, который впоследствии стал директором Национальной школы изобразительного и прикладного искусства – одного из главных конкурентов школы Баухауз.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 1
Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969)

В это же время 21-летний Мис (так его называли чаще всего) под началом Поля создает свой первый проект – дом для семьи в Потсдаме. Мис полностью повторяет классический немецкий стиль Бруно Поля в этом доме с красной черепичной крышей, ничем не выделяющемся среди других. Его собственный стиль проявится чуть позже – после того, как он присоединился к мастерской еще одного немецкого архитектора Питера Беренса, который был учителем не только для Миса, но и наставником в разные годы для Вальтера Гропиуса и Ле Корбюзье.

В 1911–1912 гг Людвиг Мис руководил возведением немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге, которое было создано по проекту Беренса. Довольно скоро Мис начал работать над персональными проектами – частными домами в неоклассическом, традиционном стиле. Тогда же он приобретает свою новую фамилию, соединяя «Мис» с девичьей фамилией матери «Роэ» через голландскую аристократическую приставку «ван дер», потому что немецкое «фон» принадлежало настоящим аристократическим особам и было защищено юридически. Новая фамилия приближает сына ремесленника к берлинской элите – тем людям, для которых строил дома архитектор.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 2
Штаб-квартира школы Баухауз в Дессау

После Первой мировой войны Мис продолжает создавать дома в неоклассическом стиле, однако общество явно требует нового подхода к архитектуре и дизайну, отрицающего искусственность классических стилей и провозглашающего движение к будущему и новым материалам. Мис ван дер Роэ в ответ на это начинает придумывать совершенно новые архитектурные конструкции, одна из которых стала его модернистским дебютом – в 1921 году он представил на конкурсе проект полностью стеклянного небоскреба Friedrichstrasse. Он не был построен, но через какое-то время мир увидел воплощения этого проекта по другую сторону океана. Пожалуй, с этого проекта началась история Людвига Мис ван дер Роэ как великого модерниста XX века.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 3
Павильон Германии в Барселоне

В 1929 году он создает временный павильон Германии на выставке в Барселоне – один из самых знаменитых его проектов, который был реконструирован в 1986 году на том же месте. Затем в 1930 году была построена Вилла Тугендгат в Брно, которую можно считать прототипом стеклянного дома Франсуорт – центрального проекта в карьере архитектора. В 1930 году, за три года до закрытия школы Баухауз, ее директором становится Людвиг Миc ван дер Роэ, сменив на этом посту Ханнеса Мейера. Он пришел в Школу состоявшимся немецким архитектором и ему не нужно было делать себе имя за счет Школы, скорее напротив – Школа нуждалась в нем, для того чтобы предотвратить развитие коммунистического радикализма, усугубленного Мейером. Несмотря на то, что это была первая академическая должность Мис ван дер Роэ, он так и не смог раскрыться на ней полностью – скорое закрытие Школы ощущалось во всем – от расписания занятий до сокращения экспериментальных работ. В 1933 году Баухауз прекратил свое существование из-за «явной приверженности политике большевиков».

В 1938 году архитектор, не желая мириться с политикой Гитлера, переезжает в США, обосновывается в Чикаго, и с этого начинается новая страница его творческой и академической карьеры. Знаменитый стеклянный дом для семьи Франсуорт – апогей интернационального стиля, кампус Иллинойсского технологического инстиутта, небоскребы абсолютно нового уровня, ставшие прототипами для будущих корпоративных офисов по всему миру: Сигрем-билдинг, здание IBM и многие другие. За год до смерти, в 1968 году, архитектор строит свою последнюю крупную работу на родине – Новую национальную галерею в Западном Берлине.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 4

Людвиг Мис ван дер Роэ оставил после себя важнейшее культурное наследие – свой стиль. Его старались повторить многие, наиболее удачные примеры – работы архитектора Филипа Джонсона. Цитаты Мис ван дер Роэ – «Less is more» («Меньше – значит больше») и «God is in the details» («Бог в деталях») стали афоризмами, на которые ориентируются современные архитекторы. В его честь была создана престижная архитектурная премия – Премия имени Людвига Мис ван дер Роэ, жюри которой каждый год выбирает лучшие европейские проекты. Мебель по его дизайну украшает лучшие дома мира, а частные виллы, построенные им, стали популярными музеями.

В 1929 году Людвиг Мис ван дер Роэ создает павильон Германии для Международной выставки в Барселоне. Стеклянный павильон растворяется в окружающем ландшафте благодаря своей удивительной структуре. Например, крыша павильона буквально парит над ним: такое ощущение создается из-за того, что она держится на восьми узких крестообразных колоннах, которые практически незаметны в интерьере. Стены павильона отделаны натуральным мрамором разных видов – дань уважения отцу Миса, ремесленнику-каменотесу.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 5
Подробнее о проекте читайте по клику на изображение. https://admagazine.ru/inter/51613_pavilon-germanii-v-barselone-lyudviga-mis-van-der-roe.php

Итальянский травертинский мрамор сочетается с альпийским, зеленым греческим и красноватым ониксом из Атласских гор. А мебель для павильона в Барселоне – кресла, кушетка, стол и оттоманки – сложилась в Barcelona Collection, которая по сей день считается иконой мебельного дизайна. Павильон Германии стал не только отражением состояния страны, но и определением новой эпохи в архитектуре.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 6
Подробнее о проекте читайте по клику на изображение. https://admagazine.ru/inter/51613_pavilon-germanii-v-barselone-lyudviga-mis-van-der-roe.php

Потребность в интернациональном стиле, противоречащем любимой Гитлером помпезной классике, затем распространилась далеко за пределы Германии, а Павильон Мис ван дер Роэ стал настоящей отправной точкой модернизма.

Подробнее о павильоне читайте в нашем отдельном материале.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 7
Подробнее о проекте читайте по клику на изображение. https://admagazine.ru/inter/51613_pavilon-germanii-v-barselone-lyudviga-mis-van-der-roe.php

В 1930 году было закончено строительство Виллы Тугендгат в чешском городе Брно. В этом проекте вновь проявились главные черты «воздушного» стиля. Мис «по-функционалистски» использует железный каркас, который позволяет не задействовать поддерживающие стены и таким образом создать ощущение легкости внутри виллы за счет свободной планировки и большого количества света. Кроме того, архитектор умело использовал непростой ландшафт (крутой склон) и сделал дом «двойным»: с улицы он выглядит как одноэтажное здание, а с внутреннего двора он двухэтажный, как это и было на самом деле.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 8

Архитектор так же, как и для павильона в Барселоне, создал для виллы в Брно несколько предметов мебели – кресла с названиями «Тугендгат» и «Брно». Кресло «Тугендгат» – это некий гибрид кресла «Барселона» и кресла «Брно». Сплошной железный каркас держит на себе основную часть кресла, обитую кожей. От «Барселоны» это кресло взяло сиденье, а от «Брно» – каркас. К слову, всю эту мебель Мис ван дер Роэ создавал вместе с дизайнером Лилли Рейх.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 9

Их сотрудничество началось с павильона Германии – мебель для него, как и для виллы в Брно, они придумали вместе. Однако долгие годы никто не помнил об участии Рейх в этой работе, вплоть до конца XX века, когда исследователи начали возрождать память о творчестве женщины-дизайнера. Некоторые также отмечают, что после работы с Рейх прогресса у Мис ван дер Роэ в создании предметов мебели не наблюдалось.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 10
Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 11

После переезда в США Людвиг Мис ван дер Роэ был приглашен возглавить Архитектурную школу тогда еще Чикагского института бронетехники, который вскоре был переименован в более привычный Иллинойсский технологический институт. Одним и преимуществ этой работы было то, что архитектору поручили спроектировать новый кампус для Института и все его постройки до сих пор находятся там.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 12

Благодаря им кампус Иллинойсского университета был признан одним из великих памятников американской архтектуры. Crown Hall – это здание для Архитектурной школы, в котором вновь проявился уникальный Мис ван дер Роэ. Сталь и стекло – все предельно просто, но от этого и завораживающе прекрасно. Двухэтажное прямоугольное здание находится в самом центре кампуса Института. Крышу здесь вновь держат не классические громоздкие колонны, а тонкие и прочные стальные конструкции, освобождающие пространство в том числе и от перегородок.

Дом для доктора Эдит Франсуорт был закончен в 1951 году. Он представляет собой одноэтажное убежище для отдыха недалеко от Чикаго, в местечке Плейно. Здесь Мис ван дер Роэ вновь выстраивает диалог с окружающей природой с помощью полностью стеклянных стен.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 13

В одном из интервью он говорил о том, что используя такой дизайн, он думает не только о доме, но и о самой природе: «Природа тоже должна жить своей жизнью. Мы не можем нарушать ее покой ярким цветами и вычурными интерьерами». Кажется, что этот дом стал самым ярким воплощением знаменитого мисовского «Less is more» («Меньше – значит больше»).

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 14
Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 15

Когда Миса пригласили к созданию этого проекта, он уже построил свои первые жилые башни в Чикаго на Lake Shore Drive, которые поразили всех своим современным внешним видом – сталь и стекло вместо привычных в этом районе кирпичных домов. Сигрем-билдинг стал принципиально новым для Америки небоскребом. В первую очередь Мис ван дер Роэ решил, что стальная конструкция здания, покрытая стеклом, должна быть видна всем.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 16

Сделать ее открытой не позволял американский строительный кодекс, так как по правилам пожарной безопасности все стальные конструкции должны быть закрыты огнеупорным бетоном. Тогда немецкий архитектор придумал хитрость: поверх закрытой бетоном несущей конструкции он создал бронзовую «решетку», обрамляющую окна.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 17

Эта «отделка» из бронзы символизирует красоту функционализма, который, как оказывается, нередко бывает затратным. Например, на все это здание ушло около 1500 тонн бронзы. Ресторан Four Seasons внутри Сигрем-билдинг оформил Филип Джонсон, давний поклонник Людвига Мис ван дер Роэ и его главный помощник в США.

Последний проект, построенный при жизни архитектора и на его родине, второй музей на его счету и своеобразный собственноручно возведенный памятник себе. Музей расположен на небольшом холме на берегу канала в Западном Берлине.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 18

Архитектор хотел создать большое и открытое универсальное пространство, о котором он мечтал еще в непостроенном проекте чикагского Конференц-центра. Холмистый ландшафт позволил архитектору логично разделить пространство на два уровня: на нижнем расположились скульптурный сад, небольшие выставочные галереи и офисы сотрудников, а главный выставочный зал – на почетном верхнем уровне. Сейчас галерея закрыта на реконструкцию, ее открытие после реставрации под чутким руководством Дэвида Чипперфильда планируется в 2018 году.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 19
Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 20

Библиотека была построена по проекту Людвига Мис ван дер Роэ уже после его смерти – в 1972 году. Здание является редким для Вашингтона примером модернистской архитектуры и единственным проектом Людвига Мис ван дер Роэ в американской столице. Сейчас библиотека закрыта на реконструкцию, которую проводит голландское бюро Meacanoo. Проект архитекторов подразумевает расширение библиотеки и добавление инновационных технологий.

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - фото 21

Текст: Софья Карпенко

Читайте также