Пост почитания Нормана Фостера

1 июня отмечает день рождения баронет и пэр, лауреат Императорской и Притцкеровской премий, почётный член Российской академии художеств, самый успешной архитектор современности и глава целой архитектурной "фабрики" — Норман Фостер.
Норман Фостер проекты и биография архитектора

1 июня отмечает день рождения баронет и пэр, лауреат Императорской и Притцкеровской премий, почётный член Российской академии художеств, самый успешный архитектор современности и глава целой архитектурной "фабрики" — Норман Фостер.

Норман Фостер

Кажется, ничего не предвещало такой головокружительной карьеры. Норман Роберт Фостер родился в предместье Манчестера. По его словам, у выходца из района, где он рос, “было столько же шансов попасть в университет, сколько стать папой римским”. Его отец работал маляром на вагоностроительном заводе Metropolitan-Vickers, финансовое положение было безрадостным, поэтому путь к архитектурной славе был долгим. Норман Фостер поступил в Архитектурную школу при Манчестерском университете только в 21 год, но учился отлично, так что после её окончания выиграл стипендию на обучение в Йельском университете в США. Там он познакомился с Ричардом Роджерсом, с которым позднее основал мастерскую Team 4 и сформулировал новое направление в архитектуре – хай-тек.

В детстве Норман увлекался паровозами и самолетами. В юности был радистом в Королевских ВВС. Сегодня, имея лицензию пилота, Фостер самостоятельно летает на личном реактивном самолете. Союз техники и архитектуры лег в основу философии проектирования Фостера. Каждый новый проект – это в немалой степени блестящее инженерное решение, которое влечет за собой эстетику и форму здания. Каждый новый проект бюро Foster and Partners – это обязательно новый рекорд: масштаба, технологичности, высоты или бюджета.

С тех пор как в 1967 году Фостер открыл свою архитектурную фирму, ему удалось реализовать более ста проектов, многие из которых стали знаковыми объектами своего времени. Сегодня в бюро работает около 1000 человек, это целая фабрика современной архитектуры. Сегодня заказывать проект в мастерской Нормана Фостера престижно, так как это автоматически подчеркивает статус и финансовую мощь заказчика, будь то компания, город или целое государство. Мы вспомнили самые значительные творения архитектора и его фабрики.

1. Банк Гонконга и Шанхая

Гонконг, 1979–1986

Перед Норманом Фостером стояла задача построить лучшее в мире здание банка, учитывая особенности местной культуры фэншуй. Великий изобретатель, Фостер придумал атриумы внутри здания: воздух начал циркулировать не только снизу вверх, но и по горизонтали, перепад давления внутри и снаружи стал меньше. Поскольку на участке уже располагался старый функционирующий офис банка, требовалось надстроить сверху новое здание, а внизу реорганизовать старый офис.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;

Для решения этой задачи сначала были сконструированы стальные мачты в трех местах стройплощадки. Таким образом, наметились объемы трёх башен высотой в 29, 36 и 44 этажа. Архитектор применил новый метод возведения небоскрёбов без центральной оси, с использованием только наружного скелета, что позволило добиться невероятной высоты конструкции. Мачтовая структура позволила применить и другой радикальный ход – вынести конструкции и коммуникации к периметру здания, расположив офисные пространства со свободной планировкой вокруг 10-этажного атриума.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
2. Коммерцбанк-Тауэр

Франкфурт, Германия, 1994–1997

Трехгранный небоскреб “Коммерцбанк-Тауэр” – главный символ Франкфурта-на-Майне и один из первых экологичных небоскрёбов в Европе. В плане здание представляет собой треугольник, который состоит из трёх сегментов – офисных пространств – и центрального атриума, пронзающего все этажи высотки.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;

С каждой стороны башни на разных уровнях, окружая ее по спирали, располагаются четырехэтажные сады. Каждый сад олицетворяет собой флору определенного региона: средиземноморскую, североамериканскую, азиатскую. Эти сады играют роль естественных фильтров, очищающих воздух в центральном атриуме, который является аналогом дымохода-вентиляции для расположенных по его периметру офисов. Также в этих садах сотрудники офисов могут передохнуть во время перерыва. Частицы природы придают офисам качество гуманных пространств – главная идея Фостера, культивируемая им во всех проектах и поставленная, благодаря гениальному менеджменту, на поток.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
3. Рейхстаг, Новый германский парламент

Берлин, Германия, 1992–1999

В 1992 году бюро Фостера победило в конкурсе на восстановление Рейхстага. Архитектурной команде необходимо было подчеркнуть значения бундестага как демократического форума, организовать легкую общественную доступность и учесть статус исторического здания и строгое соответствие окружающей городской среде.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;

Здание Рейхстага сильно пострадало во время войны. Фостер решил заново открыть главный вход для посетителей и оставить фрагменты исторического здания с “отпечатками” истории, сделав из Рейхстага музей немецкой истории. Новый облик историческому фасаду придал огромный стеклянный купол. Как и в других проектах Фостера, этот элемент является не столько архитектурным, сколько инженерно и технически необходимым. Купол состоит из 360 зеркал, которые способны пропускать свет. Панели купола оснащены регулируемым отражателем, который в зависимости от времени суток направляет свет внутрь здания, освещая интерьерное пространство, или отражает свет вовне, подсвечивая купол ночью изнутри. В куполе установлены винтовые пандусы, которые ведут на смотровую площадку с захватывающим панорамным видом. Есть мнение, что архитектор таким образом символически поднял обычных горожан над избранными ими представителями парламента, заседающими этажами ниже. Купол также является частью экологичной автономной энергосистемы, позволяющей зданию снижать расходы энергии.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
4. Британский музей, внутренний двор

Лондон, Англия, 1994–2000

Фостер называет своими учителями В. Г. Шухова и Р. Б. Фуллера. Сетчатые инженерные конструкции этих великих мастеров действительно просматриваются во многих проектах Нормана Фостера. Одним из лучших его творений на эту тему является перекрытие внутреннего двора Британского музея.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;

В отличие от купола Рейхстага, здесь не было никакой особой идеологии. В центре крытого двора – великолепно восстановленное пространство читального зала, который опоясывают широкие лестницы, ведущие наверх к галереям временных экспозиций и ресторану. Летящее перекрытие, связывающее исторические фасады музея с объемом читального зала, выглядит просто и изящно. С появление ажурного перекрытия во внутреннем дворе музея появился новый общественный центр, объединяющий все окружающие его галереи и основные уровни музея.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
5. Сити-холл

Лондон, Великобритания, 1998–2002

Сити-холл — здание в Лондоне, служащее резиденцией Администрации Большого Лондона. Внутри Сити-холла находится громадная винтовая лестница, которая пронизывает здание, поднимаясь до десятого этажа. В проекте Сити-холла звучит уже знакомая тема прозрачности, энергоэффективности и аэродинамических форм. Транспорантные фасады символически указывают на открытость и демократичность городского управления. Офисы вентилируются естественным путем, помещения не перегреваются, и здание потребляет всего лишь четвертую часть энергии, достаточной обычному офисному зданию с системой кондиционирования.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;

Несмотря на обоснование такой причудливой формы и позиционирование здания как энергоэффективного, бюро Фостера столкнулось с критикой. Энергосберегающие свойства строения были подвергнуты сомнению, критики произвели необходимые исследования, доказывающие, что экономии нет.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
6. Башня Мэри-Экс, штаб-квартира Swiss Re

Лондон, Англия, 1997–2004

Эта башня, в народе прозванная “огурцом”, – первое в Лондоне экологичное высотное здание, построенное по инновационному проекту, который развивает идеи климатического офиса. Фостер сделал этот небоскреб именно такой формы, чтобы снизить ветровые нагрузки на поверхность, создать комфортные условия на уровне пешеходного уровня и обеспечить разницу внешнего и внутреннего давления, необходимую для функционирования уникальной системы естественной вентиляции. В проекте башни Мэри-Экс воплотилась идея архитектора, которую он развивал более тридцати лет: идея гуманизации рабочего места и сохранения энергии, демократизации структуры здания благодаря созданию внутренних пространственных связей и объединения природы и рабочего пространства.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
7. Виадук Мийо

Франция, 2004

Один из самых длинных и высоких мостов в мире, виадук Мийо стал символом объединённой Европы, помещенный даже на банкноту в 500 евро. Он также является символом красоты инженерной конструкции и выражает идею возможностей индустрии. Соавтором проекта выступил французский инженер Мишель Вирложо, известный по проекту вантового моста в Нормандии. Архитектурные детали у виадука Мийо отсутствуют, что характерно для стиля хай-тек.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;

Проект вантового моста с семью высоченными опорами изначально поражал своей амбициозностью. Считалось, что строительство этого гиганта во французской глуши опустошит государственную казну и не окупится в дальнейшем. Однако кроме того, что мост решил транспортную проблему, он стал еще и достопримечательностью, к которой сегодня стекаются толпы туристов.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
8. Башня Хёрста

Нью-Йорк, США, 2000–2006

Башня Хёрста – это возрождение мечты начала XX века. В 1928 году Вильям Рандолф Хёрст для своего издательства построил на Пятой авеню 6-этажное здание в стиле ар-деко. Он полагал, что оно станет основанием грандиозной башни, но её строительство было прервано из-за Великой депрессии. Спустя 70 лет Норман Фостер “достроил” небоскрёб, создав диалог между старым и новым. Новое здание “выросло” из постройки 20-х годов, не нарушая исторические фасады. Без инноваций не обошлось: дождевая вода, скапливающаяся в резервуарах на крыше, используется для полива растений и работы кондиционеров. Форма фасадного остекления – треугольники – выбрана Фостером благодаря высокой эффективности. Такое решение позволяет использовать на 20 % меньше стали, чем сооружение прямоугольных конструкций.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
9. Стадион "Уэмбли"

Лондон, Великобритания, 2003–2007

Новый стадион был открыт в 2007 году на месте старой легендарной арены и стал одним из самых дорогих стадионов в мире: затраты на его строительство составили 798 миллионов фунтов стерлингов. В основу дизайна нового 90-тысячного "Уэмбли" легла форма “чаши” с раздвижной крышей. Также он может использоваться как атлетический стадион, для этого проектом предусмотрена возможность возведения временной платформы на нижних ярусах.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;

Отличительной чертой стадиона является решётчатая арка с круглым сечением диаметром 7 метров и протяжённостью 315 метров, возвышающаяся на высоте 133 метров. Арка поддерживает весь вес северной крыши и 60 % веса выдвижной крыши на южной стороне. Арка стадиона является самой длинной незакреплённой структурой крыши в мире.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
10. "Хан-Шатыр"

Астана, Казахстан, 2006–2010

Торговый центр в столице Казахстана в виде крупнейшего шатра вошел в десятку лучших мировых экозданий по версии журнала Forbes Style. Ажурная крыша "Хан-Шатыр", сконструированная из сети стальных вант, покрывает гигантскую территорию площадью 127 тысяч квадратных метров. Внутри шатра находятся сотни магазинов, супермаркеты, рестораны, большой парк и даже спа-центр с песком, привезенным с Мальдив. У торгового центра помимо развлекательной функции есть важная градостроительная роль — “Хан Шатыр” замыкает с севера центральную ось плана Астаны и на сегодняшний день является самой высокой постройкой города. Оболочка здания покрыта прозрачным полимерным покрытием. Благодаря особому химическому составу оно защищает внутреннее пространство комплекса от резких температурных перепадов и создает комфортный микроклимат внутри комплекса.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
11. Музей изящных искусств

Бостон, США, 1999–2012

Когда сотни тысяч экспонатов перестали умещаться на площадях Бостонского музея искусств, стало очевидно, что необходимо делать пристройку. Кроме того, количество посетителей с каждым годом росло, поэтому было решено организовать пространства, рассчитанные на большой поток.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;

Проект Нормана Фостера предложил новую структуру расположения галерей, исследовательских и образовательных центров, которые смогли вместить вдвое больше желающих. В этом проекте архитектор продолжает тему архитектурного диалога эпох, дополнив историческое здание музея современным объемом и расположив их симметрично. Таким образом Фостеру удалось восстановить логику оригинального плана, заложенного американским архитектором Гаем Лоуэллом еще в 1907 году.

архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;

Текст: Марина Савельева

Фото: архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;